О зависти

13.12.2022
Просмотры: 3442

 «К смиренному Бог всегда подходит, а злочестивого всегда обличает. И если услышать это обличение, то можно выпрямиться. Если услышать это обличение и порадоваться ему и сказать: «Господи, Господи, это же всё про меня, обо мне, это же всё для меня; это же я никак не могу отпустить другого человека, и всё радуюсь внутренне, злоречиво и злорадно отношусь к боли, к несчастьям или горькой участи этого человека. Это же обо мне завистливом сегодняшнее Евангелие».

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

О законе и любви сегодняшнее Евангелие, и о том, что является причиной наших болезней. Я перечитаю это Евангелие по-русски для лучшего понимания церковнославянского языка, и чтобы было, о чем ещё поразмышлять сегодня, не только сейчас, на службе, но и в течении этой недели.

Итак, апостол и евангелист Лука пишет следующее: "В одной из синагог учил Иисус в субботу, там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его". (Лк XIII, 10-17).

Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о чуде исцеления. И сразу хотел бы обратить ваше внимание на одну особенность. Часто в Евангелии мы слышим, как Христа просят о том, чтобы Он пришёл и исцелил, умоляют Его. Некоторые тайно прикасались к Нему. Некоторые ходили вслед за Ним и кричали: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня». Эта женщина, о которой сегодня мы слышим в Евангелии, ни о чем не просит Христа, не подходит и не ждёт от Него прикосновения.

Но к Богу смиренный человек всегда ближе. Несмотря на свою немощь, которую она приобрела и страдала ей 18 лет, как об этом мы слышим из Евангелия, однако же хотя и была скрюченной телом, вся ее душа, вся ее совесть, были ровны перед Богом. Мы знаем, что болезнь ее была приобретена, и приобретена от того, что дьявол сковал её. А дьявол сковывает человека, и, особенно, болезнями, тогда, когда Господь отступает от человека.

Что же становится следствием этого или причиной этого? Причина того, что Бог оставляет нас – наш нераскаянный грех, наше усердие в грехе, настырность в том, от чего давно должно было бы избавиться. Нет, другой я никогда не буду. Эта женщина, может быть, также думала, но вот её болезнь, которой она была скованна, совершенно поменяла всю её жизнь. И, самое главное, не только внешне, но, что важно и драгоценно, внутренне. Она принимала это наказание Божие со смирением и, должно быть, даже с благодарностью. К смиренному человеку всегда Бог подходит Сам.

Так было и с этой женщиной. Христос подошёл к ней, прикоснулся к её несчастной плоти Своими Божественными руками и освободил её от духа немощи. К смиренному сердцу всегда прикасается Бог. Смиренную душу всегда любит Бог. Эта женщина выпрямилась, как будто бы никогда и не была скованна этой болезнью, и стала славить Бога, Которого славила долгие годы своей болезни. Теперь же ничто не мешало ей выпрямиться и в полный рост сказать: «Господи, благодарю Тебя за все Твои ко мне милости». Событие это очевидное, и вызвало ревность и зависть у тех, кто служил там в синагоге.

От чего же рождается зависть? А вообще зависть очень трудно объяснить. Это, пожалуй, одно из самых не логических, не выстроенное в логическую естественную цепь отношение одного человека к другому. Зависть никогда не имеет в себе основания, повторюсь, для некоего логического осмысления. Причиной ей может стать всё, что угодно. Иной раз удивляешься своему сердцу, которое может позавидовать другому человеку в том, на что ты раньше никогда даже и не обращал никакого внимания. Но вот это может вызвать в тебе такую волну чувств, эмоций, переживаний, даже расстройств и гнева.

И тот человек, который служил в синагоге, которому бы как раз и сказать: посмотрите на чудо Божие; вдруг с раздражением говорит: день субботний сегодня, нечего исцеляться в этот день, приходите в другой день. Этот день не для того, чтобы двигаться. Это день покоя, - так гласит закон. Хотя, впрочем, в законе ничего не сказано о том, что в субботу не стоит совершать добрых дел.

Но зависть любой закон подчиняет себе. Зависть открывает в человеке самые мрачные его стороны, которые сами становятся законом. Что это ты такой счастливый? Что это так тебе радостно? Чему ты радуешься? Что полюбил кого-то? Что подружился с кем-то? Ну, и чему радуется твоё сердце? Ты приобрёл что-то себе? Ну, и чему ты так рад? Увидишь, что будет дальше. Завистливое сердце любой закон подчиняет себе и становится пленником этого закона.

Христос отвечает начальнику и говорит ему: разве ты в субботу не отвязываешь своего осла, чтобы пойти напоить его и спасти ему жизнь? Вернее, не рисковать его жизнью, особенно, в том жарком климате, от жары и жажды. Разве не надлежало ли отпустить эту дочь, которая была связана дьяволом 18 лет. Разве она не выстрадала своё?

Да, очень часто наши суды бесконечны и безжалостней судов Божиих. Так ей и надо. Так ему и надо. Заработал, заслужил. А что ты хотел, так вот и произошло поэтому. Наши суды завистливые, гневливые, движимые как-бы гневом праведным, жаждой правды, готовы кого угодно так и оставить скорченным, потому что скорченным видеть того, кому завидуешь или о ком желчью истекает твоё сердце, для желчного сердца радостней. И чем больше боли в другом, тем больше внутреннего удовлетворения своей гордости и зависти.

Христос отпустил эту женщину. И к смиренному Бог всегда подходит, а злочестивого всегда обличает. И если услышать это обличение, то можно выпрямиться. Если услышать это обличение и порадоваться ему и сказать: «Господи, Господи, это же всё про меня, обо мне, это же всё для меня; это же я никак не могу отпустить другого человека, и всё радуюсь внутренне, злоречиво и злорадно отношусь к боли, к несчастьям или горькой участи этого человека. Это же обо мне завистливом сегодняшнее Евангелие. Иногда как начальник синагоги говорю: что вы тут устроили? вот есть другие дни, тогда и радуйтесь, а сегодня день особенный, и не нужно его нарушать никакими движениями. Мол, придёт своё время, вот тогда, а не сейчас».

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Лука говорит, что те, которые были обличаемы, и воспринимали это обличение, благодарили Бога вместе с этой женщиной. А некоторые горько облегчаемые, не впуская в свое сердце правду Божию, это Божественное присутствие, Его свет, Его веру в нас, не впуская в своё сердце, делали его ещё более холодным и жестоким.

Оказывается, Господь Сам подходит к смиренным и выправляет кающегося, и бесконечно любит тех, кто хотя бы научился не обижаться, не гневаться, не завидовать. И Его Божественная любовь творит самые настоящие чудеса: ровное, красивое, живое – таким и становится. Аминь.

11 декабря 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

3442