О бесстрашии

24.11.2022
Просмотры: 3102

«Не бойся, - говорит Христос тому Иаиру, - только веруй». И то же самое Он говорит мне сейчас: не бойся, не бойся ничего в своей жизни кроме Бога и опасности согрешить перед Ним. Ничего не бойся кроме греха, которым ты оскорбляешь Его к тебе любовь».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я перечитаю Евангелие, которое мы только что слышали. Очень хотелось бы, чтобы каждый из нас хорошо понимал Священное Писание и хорошо понимал читаемое в храме. И вот для этого лучшего понимания я перечитаю Евангелие по-русски. Апостол и евангелист Лука пишет:

 «и вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, Потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, Подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. (Лк VIII:41-56).

Каждый раз, когда мы открываем перед Евангелием свою совесть, то мы очень многое можем в ней разглядеть. То же самое, как если бы мы открыли какую-то тёмную комнату перед лучом света – тогда всё становится на своими свои места. Евангелие всегда показывает, прежде всего, мир, окружающий нас – таков, каков он есть, и ничего не добавляет. И показывает ещё и действие Божие в этом мире. Евангелие всегда показывает нам и себя самих.

В сегодняшнем Евангелии мы видели, как женщина, которая много лет страдала кровотечением, надеялась на чудо исцеления. Она потеряла веру в людей. Не случайно евангелист так и пишет, вспоминая её слова: что «всё истратила на врачей, но никто не мог ей помочь».

Какие пронзительные знакомые слова: «мне никто уже помочь не может». Иногда эти слова открывают перед человеком бездну отчаяния. А иногда эти слова становятся последним вдохом перед громким криком: «Господи, помоги!» У этой женщины, должно быть, эти слова стали последним вздохом.

Она идёт ко Христу тайно, чтобы никто не видел, прикасается к Нему, и говорит себе: «если хотя бы прикоснусь к Нему, то исцелюсь от своей болезни». Но вместе с этим, должно быть, не только эта самая вера двигает ею, но ещё и внутренняя готовность к своей другой жизни.

Я по-другому скажу. Ведь главное – не быть здоровым, а самое главное, что мы забываем – быть здоровым для чего. Вот скажет один: поправлюсь, и тогда погуляем. Другой скажет: поправлюсь и пойду к своей престарелой матери и попрошу у неё прощения. Третий скажет: поправлюсь и прощу своего врага, которого так долго не мог простить. Четвертый скажет: поправлюсь, пойду и отомщу за всех, за себя, за других. Или кто-то скажет: поправлюсь и буду любить. Другой скажет: поправлюсь и ещё больше буду ненавидеть. Каждый из нас для себя ищет здоровья не ради самого здоровья, а для чего-то.

Мы не знаем, что обещала та женщина, но знаем, что это было самое решительное ее обещание, на которое она ещё до этого не решалась. Знаем, что это был такой шаг, который она делала на протяжении двенадцати лет, пока болела. И наконец-таки, по прошествии этого времени, должно быть, решилась на какие-то важные слова. Почему мы так думаем?

Потому что, когда она исцелилась, и когда Христос обнаружил ее при всех, Он ей сказал: дерзай, дщерь. Делай, что задумала. Дерзай – то есть будь смелей. Наконец-таки, спустя эти двенадцать лет своей болезни не только тела, но и души, ты очень близка к победе. Дерзай. Делай. Прости. Полюби. Поверь. Измени себя, прежде всего, свою привычную жизнь. Вера твоя, - говорит, - спасла тебя.

Наконец-таки, ты начала верить не в людей, из-за которых страдала вся твоя вера. Наконец-таки, ты начала верить не в силу человеческой жизни. Наконец-таки, ты убедилась, что божественная любовь не изменчива, как людская. Наконец-таки, ты убедилась, что сила вдохновения не только в тех, в чьи глаза ты смотришь, но и в Небе, от которого глаз невозможно оторвать. Вера твоя, - говорит Господь, - спасла тебя.

И вот в это же время рядом со Христом все это видит и слышит Иаир начальник синагоги, от которого и началось сегодняшнее евангельское повествование, что позвал Христа к своей дочери, исцелить ту от болезни. И вот этот Иаир, как сейчас каждый из нас в храме, становится свидетелем исцеления этой женщины, становится свидетелем самого настоящего чуда любви Божией и говорит: «и со мной так произойдет».

Да, каждый раз, когда ты читаешь эти евангельские строки, когда ты читаешь повествование об исцелении или изменении человеческой жизни, ты так в это с готовностью веришь, и говоришь: вот и со мной так произойдёт, я верю. Верю. И в это время к Иаиру приходят из его дома и говорят: твоя дочь умерла, не тревожь больше Учителя. В жизни каждого из нас все мы переживаем эти минуты Иаира, когда ты так горячо веришь, когда ты видишь счастье другого человека, когда ты видишь то, что Господь не прошёл мимо этого человека и явно помог ему, вот эти минуты Иаира бывают в жизни каждого из нас. И бывают нередко.

Когда ты видишь счастье вокруг, и твое собственное горе, которое подкашивает тебя, как осеннюю траву. Когда ты так горячо веришь, и вдруг тебе говорят: умерла твоя любовь, твоя надежда, твоё вдохновение, больше нет ее. Эти минуты Иаира очень трудно выговорить.

Что он мог сделать тогда? Только побежать обратно домой, чтобы попрощаться со своей дочерью. О чем он тогда думал? Думаю, что тогда все в нем звенело жуткой пустотой. Думаю, что в нем, как и в любом человеке, в эти минуты Иаира боролось и «да» и «нет», и «верю» и «не верю», и «не может такого быть», и «ну к этому всё шло».

И вот в этой самой звенящей пустоте своих мыслей он слышит голос Христа, который говорит ему: «не бойся, только веруй».

Мне думается, что в наше время, в сегодняшнее время, все мы переживаем эти минуты, и уже затянувшиеся часы, дни и месяцы Иаира, когда мы каждый день слышим ужасающие новости: умер, умерла, погиб, погибла, убили, расстреляли. И кажется эта вакханалия смерти, начавшаяся ещё со времени падения прародителей, продолжается по сей день. И каждый день приносит нам печальные, горькие новости. И мы переживаем эти минуты, как переживал их Иаир.

И в эти самые минуты, в эти самые часы, вот сейчас на все наши сомнения и на весь ужас, от надежд, которые рушатся на наших глазах, рассыпаются в прах, становятся прошлым, и которое, кажется, уже ничто не восстановит. Как тогда в глазах Иаира рухнул весь его мир после слов, что дочери больше нет. Мы слышим слова Христа: «не бойся, только веруй».

Страх, который мы впускаем в свою душу, страх, который мы впускаем в своё сердце – то же самое, что холод, который все вымораживает и заставляет погибнуть, задохнуться. Страх – то же самое, что тьма, в которой мы никогда не сможем разобрать дороги своей жизни. Страх – как пропасть, если попадаешься, то пока не разобьёшься, летишь. Страх – как трясина, какой бы шаг не сделал, когда боишься, только все хуже становится. Страх – это отчаяние, которое не дает Богу вдохнуть в тебе. Это то, что ты так налагаешь на свое сердце и душу, что не может и грудь подняться кверху.

Христос говорит о том, что какие бы обстоятельства не были в нашей жизни, мы ни в коем случае не должны терять Того, Кто наш Отец. Напротив, в любых обстоятельствах своей жизни ты ищи себе Отца.

Как замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст: когда ты в тяжелых обстоятельствах, слабый ищет виновных, а сильный ищет Бога. Как никогда, в сумраке мы напрягаем своё зрение и осязательно ищем, на что можно было бы нам опереться. Так и в жизни, когда мрак этой жизни нападает на нас, именно в это время, как никогда, нам нужно со всей остротой своего духовного взгляда вглядываться хоть в маленький источник света, который для нас молитва, чтение Священного Писания, таинства Церкви. И мы опираемся на них, как на надёжные поручни, которые не дадут разбиться вдребезги.

«Не бойся, - говорит Христос тому Иаиру, - только веруй». И тоже самое Он говорит мне сейчас: не бойся, не бойся ничего в своей жизни кроме Бога и опасности согрешить перед Ним. Ничего не бойся кроме греха, которым ты оскорбляешь Его к тебе любовь. Как же? Да, очень просто.

Если бы тогда Иаир ответил Христу: знаешь, мне сейчас не до красивых слов, я верю в смерть и иду хоронить свою дочь. Тогда все пошло бы иначе.

Но Иаир, пораженный словам Христа, берет Его с собой, и они вместе идут домой. И они вместе видят случившееся. И они остаются еще вместе с женой. Всех же других Он выгоняет вон. И они вместе видят, как она открывает глаза, и как она встает на постели.

Не знаю, что больше меня удивило. Но не воскрешение дочери, и не то, что она была мёртвой и стала живой. Разве это удивительно? Мы много раз видим чудо жизни, когда Бог дарует нам детей. Больше всего удивила вера этого самого Иаира.

Больше всего удивил его выбор – как он решил не бояться перед очевидностью фактов жизни. Больше всего удивило не то, что мертвая дочь снова ожила. А содрогнуло то, что тот, кто был на грани отчаяния, нашел в себе веры, чтобы встать с этой грани. И мне думается, конечно, он шёл домой с надеждою.

Но уверен, что шел он домой с глубокой верой, которой мог бы принять все: и уснувшую, и проснувшуюся дочь, и живую, и ту, с которой пришлось бы на время расстаться. Он шел домой верным, верующим, с сильной и крепкой верой, перед которой нет смерти, нет страха, перед которой только жизнь, любовь и вечность.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о двух удивительных случаях. О первом: когда эта самая женщина решилась и поверила, и изменила свою жизнь, и сама изменилась. И другой случай: когда Иаир не потерял веры и перестал бояться, и обнял свою дочь живой.

Дай, Господи, каждому из нас из этого Евангелия живыми запомнить слова Христа Спасителя, которые напоминать себе тогда, когда мы решились, наконец-таки, на то, на что не могли решиться долго: простить, поверить, если уж не полюбить, то начать молиться. И на это наше решение будем вспоминать слова Спасителя: дерзай, дщерь, - сказал Он дочери; или сказал бы: дерзай, сын, - говоря это Своему сыну. Вера твоя спасла тебя.

И, наконец, когда у нас наступают Иаировы минуты в жизни, когда все вокруг рушится и гибнет, не забудем слова Христа Спасителя: не бойся, только веруй. Возьмем Христа за руку и поведем в дом своей жизни, чтобы Он поднял от смерти и нашу собственную душу, и нашу совесть, иногда кажущихся умершими или уснувшими.

Не бойся, только веруй. Аминь.

20 ноября 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

3102