О нашем единстве

07.11.2022
Просмотры: 2810

«Праздник Казанской иконы Божией Матери для нашего Отечества – это ещё День народного единства. И теперь, зная историю этого образа, мы понимаем, в чем народ был един – был един в том, что понимали – не бывает одного победителя. Если можно и победить, то только всем. А значит нужно каждому взяться, что называется, за себя, и вооружиться добрыми делами, молитвой, покаянием».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители Юцы, и наши гости, и паломники, я поздравляю всех вас с днем празднования иконы Божией Матери, именуемой «Казанская», с престольным праздником нашего храма!

В этот день мы все собираемся на общую молитву, чтобы вспомнить наших предков, которые смогли преодолеть очень непростое время для нашего Отечества, время, которое в истории нашей страны так и запечатлелось названием Смутное время.

Мы помним, что тогда Москва была пленена польскими захватчиками, да и не только Москва была пленена. Тогда и в соседних городах, и в недалеких весях бушевал раздор, разбой и беспросветная мгла. Это было время страха. Это было время отчаяния. Никто не мог с уверенностью сказать слова, что всё исправится или всё наладится. Кажется, все становилось ото дня ко дню, из года в год только хуже. Это было время страха.

Но этому времени предшествовали, как всегда, иные времена. Что же стало началом всех этих поражений, которые рухнули на нашу страну, на наше тогдашнее Отечество? Началом поражения не только целого государства, поражения народа или целого города, как и поражения собственной жизни, всегда является наша забывчивость. Да, именно забывчивость.

В Священном Писании, в Откровении Иоанна Богослова есть очень горькие и очень непростые слова, когда Господь говорит народу, который призвал на Свой суд: «одного тебе не прощу, что ты забыл свою первую любовь». Забывчивость – когда мы забываем о своей самой первой, самой важной и самой главной любви – любви к Тому, Кто есть причина всякой жизни, любви к Создателю.

Когда человек погружается в заботу о самом себе, когда всю свою жизнь превращает в сплошное времяпрепровождение, которое наполняет всякого рода забвением присутствия Бога и только видением себя, когда человек живёт так, как будто бы Неба нет, а есть только он один. Тогда это Небо и перестает давать свет, тогда наступают темные мрачные времена, смутные времена. Когда человек забывает о присутствии Божием и не боится никого.

Как пишут историки того времени: разбойники, да и простые люди настолько потеряли страх Божий, что, казалось, уже ничто не может остановить это безумно нарастающую ненависть, насилие, неправду, воровство, обиды и прочее. Когда Небо закрывает от человека Свой взор, тогда наступают мрачные времена.

Вот такие времена были и тогда в начале XVII века. И то, что Москва была пленена, и то, что эта жуткая междоусобица поразила многих и многих людей – все это стало следствием сначала смуты внутри себя, а затем смуты и вне, снаружи. Но Бог не без милости. Наказуя, - как говорит пророк Давид, - наказал меня Господь, но смерти не предал меня (См. Пс. 117,18).

Тогда, как и в любые времена, всегда, слава Богу, есть люди, для которых правда – это не просто слова, есть люди, для которых вера, добрая настоящая жизнь – это не просто какие-то понятия или описания, это то, чем они живут. И тогда, в то время такие были праведники.

Патриарх Ермоген – человек удивительной крепкой, твёрдой, непоколебимой веры зовёт народ защищать столицу своего Отечества, выгнать неприятеля, зовет через покаяние объединиться против смуты. И говорит: что только наше объединение может позволить нам победить врага. Когда мы, во-первых, душой и сердцем примиримся с Богом, объединимся с Ним через свое покаяние, тогда мы сможем объединиться и друг с другом, когда мы друг на друга начнём смотреть, как и раньше, как на своих братьев и сестер.

Он приносит удивительный чудотворный образ Божией Матери, который так и именуется Казанская икона Богородицы, где Она много раз являла Свою удивительную материнскую любовь и Свою непреодолимую силу любви к земле Русской, где Она заступалась за многих людей и давала Свою помощь материнскую.

Приносит этот образ, который становится образом не просто вдохновляющим, а который становится новым рассветом на горизонте этого мрака смутного времени. Ей верят, что Она не оставит тех, кто любит Её Сына. Народ начинает поститься, люди налагают на себя крепкий суровый пост, а затем объединяются, а затем становятся под знамена, а потом приходят в Москву, изгоняют захватчиков и полагают конец этому Смутному времени. А она, та самая икона – как заря нового дня сияет над горизонтом нашей земли.

Народ с тех самых пор полюбил этот образ. И, пожалуй, наверное, неслучайно в каждой семье, и в каждом доме, да и каждый, взглянув, сразу же скажет: «это Казанская» - знают этот образ и любят его. Потому что он стал неотъемлемой частью не только нашей исторической памяти о том Смутном времени, что было в нашем Отечестве, но этот образ стал неотъемлемой частью нашей русской души, нашей жизни, нашего народа.

Она стала Той самой, глядя на которую, мы можем преодолеть любую смуту, любые мрачные времена. Она, как ясное солнце, взошло над Русью, так и по сей день не оставляет страны нашей, хотя нимало испытаний было и после 1612 года, того самого года, когда был положен конец смуте, когда поляки были изгнаны вон из столицы нашего Отечества, были и другие войны, и Богородица никогда не оставляла Своего народа.

И нынешнее время, в которое мы живём, имеет не просто параллели с теми временами, и во многом совпадает с тем временем: когда смущается наше сердце, когда мы не знаем, что будет дальше, когда мы боимся нашего настоящего, когда наши дети уходят из домов на линию фронта, когда наши соседи плачут и рыдают – время, которое так похоже своим страхом и отчаянием на то время, имеет не только историческое совпадением в печалях и испытаниях.

Но ещё, что для нас самое важное – должно иметь ещё одно совпадение – мы знаем причину всякой смуте и с чего начинается победа над смутным временем, над мраком и невежеством.

Победа начинается не от новых орудий, громыхающих и все разносящих на части. Победа начинается от новой совести, от обновленной души. Победа начинается тогда, когда есть где свету в нас отразиться, чтобы становилось его больше. Победа начинается от наших молитв, от нашего воздержания, от измененной жизни. Победа начинается тогда, когда начинает меняться не вокруг, а внутри. Тогда Бог даёт силы. Тогда мы становимся крепче. Тогда мы становимся вместе.

Праздник Казанской иконы Божией Матери для нашего Отечества – это ещё День народного единства. И теперь, зная историю этого образа, мы понимаем, в чем народ был един – был един в том, что понимали – не бывает одного победителя. Если можно и победить, то только всем. А значит нужно каждому взяться, что называется, за себя, и вооружиться добрыми делами, молитвой, покаянием.

Мы знаем, что наше единство – это сила совместной друг с другом, рядом, вместе жизни и шагов навстречу к правде. Единство – это преодоление своих страхов и отчаяний через глубокую веру, через надежду на Того, Кто есть причина всему. Единство – это смелость встать и пойти.

Как летописец, говоря об иконе Казанской Богородицы, говорит: «Она, как дверь, открытая в доме Отца для блудного сына из Евангельской притчи, Она всякому открывает эту дверь».

Победа, единство наше – это встать и пойти, и не бояться вернуться к Отцу, зная, что дверь Его дома – Богородица открыта для каждого, кто желает прийти в этот дом и вернуться. Наше единство – это наша любовь и к нашим предкам.

И сегодня мы молимся о тех наших мужественных прапрадедах и прапрабабушках, которые не побоялись, объединились, встали и защитили свою страну, свой дом. Но самое главное – не побоялись признать: да, Господь посещает нас смутными временами, когда наша жизнь становится очень смутной, мрачной, надо бы исправиться – отложить старое и жить по-другому, по-новому.

Мы молимся о наших предках, которые оставили нам этот пример и оставили нам нашу землю в наследие. Ну, и теперь нам бы следовать их выборам. И какие бы не были смутные времена, преодолеть всё можно, начиная с себя.

И сегодня мы просим вот эту самую открытую дверь, эту самую зарю над нашим Отечеством, это самое яркое солнце на историческом небосклоне нашей Родины – Божию Матерь в Её образе Казанской, просим: не оставь нас, многогрешных, Заступница усердная, Мати рода христианского, прости нас и помолись о всех нас, заступись за нас Своей материнской любовью перед Господом и Спасителем Христом. Аминь.

4 ноября 2022 года. Казанский храм села Юца

2810