О человеке не в брачной одежде

26.09.2022
Просмотры: 2582

«Человек не в брачной одежде – это тот самый человек, который говорит: «это я, какой я есть; да, я такой», - произносит он дерзко и нагло. Но говорит лишь только своей искаженной совести, говорит иногда лишь только своей измученной побитой свободе. А когда его спрашивает напрямую Бог, как сегодня в притче: «как ты оказался здесь?» - он стыдливо молчит».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день для каждого из нас открывает слово Божие, чтобы это слово осталось живым семенем в нашей жизни. И сегодня мы слушали Евангелие, которое повествует нам о том, как один господин решил позвать людей на своё торжество. Всех, кто был подчинён этому господину, он звал: приходите ко мне, друзья, порадуйтесь со мною.

Обычная история – иногда мы бываем очень расположены ко всем и хотели бы этой радостью поделиться. И кто-то говорит: знаешь, я не могу прийти, у меня свадьба. Другой говорит: я тут землю прикупил. Третий говорит: у меня ещё какие-то дела, я не могу прийти. И один, и другой, и третий – так все отказались от этого приглашения.

Царь разгневался. И сказал своим подчинённым: вы пойдите, и кого встретите, всех, кого увидите на перекрёстках, увечных, больных, хромых – всех приведите ко мне. Я немножко остановлюсь от свободного пересказа притчи, чтобы подчеркнуть одну особенность.

Христос, когда рассказывал эту притчу, взял не некую выдуманную историю, а действительно события, которые были свойственны тому времени. Цари иногда ради каких-то своих особых торжеств устраивали такие большие приёмы.

И особенность этих приёмов заключалась в том, что всем тем, кого он приглашал: а это были обычные люди, нищие иногда, часто убогие – каждому из них распорядитель царского праздника на входе давал праздничную одежду. Одежду потом, впрочем, дарили человеку. И это действительно был большой праздник.

Таким образом, кто-то может сказать, царь несколько потешался над своими подчинёнными. Но с другой стороны, одевая их торжественно и празднично, как знатных вельмож, он, может быть, многим из них указывал на самое главное – и ты человек, и в тебе есть нечто особенное. То, что мы называем – образом и подобием Божиим.

И вот теперь я хотел бы дочитать это Евангелие, точно повествуя, что произошло дальше. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг, как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных (Мф 22:11-14)

Повествование, о котором мы сегодня слышим из Евангелия, заставляет задуматься нас о чем-то особенном. О чём же? Итак, царь одевал всех в брачную одежду и, таким образом, не только вокруг себя делал пространство праздничным, но и с каждым человеком делился своим праздником. Мол, оставь своё прежнее в прошлом, сейчас ты здесь со мной – побудь моим другом. И сам царь обращается к этому человеку, которого увидел за праздничным столом не в брачной одежде словами: «друг, как ты оказался здесь?».

Кто же этот человек не в праздничной одежде? И вот здесь, пожалуй, может случиться самое неожиданное и самое горькое. Это тот самый человек, который, несмотря на то, что его рука держит в своей руке кусок хлеба, всё говорит: «бедняк я несчастный, никому ненужный». Это тот самый человек, у которого были или есть друзья, но он нагло врёт, говоря: «да, никому я не нужен». Это тот самый человек, которого давно простил Бог, а он всё продолжает говорить: «за что-то Бог меня наказал, моя жизнь не такая, как у других». «Не в брачной одежде» – это тот самый человек, которого царь, Бог позвал на Свой пир, но тот вместо того, чтобы воспользоваться этим приглашением, отверстыми дверями храма, и через исповедь и покаяние надеть на себя брачные одежды, продолжает говорить: «ничего я не хочу менять в своей жизни, уже ничего не изменить; всё, что есть – то есть».

Человек не в брачной одежде – это тот самый человек, который говорит: «это я, какой я есть; да, я такой», - произносит он дерзко и нагло. Но говорит лишь только своей искаженной совести, говорит иногда лишь только своей измученной побитой свободе. А когда его спрашивает напрямую Бог, как сегодня в притче: «как ты оказался здесь?» - он стыдливо молчит.

Ох, как это молчание похоже ещё на одно молчание из Ветхого Завета. Помните: Адам, где ты? Адам же молчал. Царь разгневался на молчаливого разбойника. Да, разбойника. Да, который пришёл туда каким-то окольным путём. Да, который оказался там, что называется, не как все. И такое бывает в жизни.

Да, мы знаем такого разбойника, который один говорил: «Царь ли Ты? если Царь – спаси Себя и нас, поверим тогда». Но другой разбойник оказался не наглым и дерзким, а обратился с одной лишь просьбой: «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Если бы и этот самый не в брачной одежде человек нашёл бы мужество в себе и смелости, не той, которая бывает там на улице, при чужих, покричать да зубоскалить, а перед Ним, перед Его образом по-сыновнему сказать: «прости меня, Отец. Прости меня, Отец, я недостоин называться Твоим сыном, возьми меня хотя бы в число Твоих наёмников». Помните, как блудный сын просил Его.

Если бы и тот самый не в брачных одеждах не молчал, а сказал одно лишь только слово: «прости», разве бы царь его выгнал? Разве бы отдал он его своим слугам, чтобы те, связав его, бросили во тьму кромешную? Царь обратился к нему единственным словом «друг». Тут бы ему ответить: «да, друг». Но не молчать. И уж тем более, не думать, что ты, какой есть сейчас, такой ты есть и навсегда.

Никогда не думай и никогда не верь этому внушению от дьявола, что ничего в твоей жизни исправить нельзя. Это неправда. Всё можно исправить. Никогда не думай, что никто тебя не любит. Никогда не верь в то, что все вокруг предатели. Никогда не верь, что никому ты не нужен. Никогда не доверяй этой лжи, что твоя мрачная одежда – это укор для царя. Нет, это неправда. Твоя мрачная одежда – это лишь только твой выбор. А для тебя Он приготовил новую, чтобы ты по-настоящему почувствовал себя Его другом.

Не надо больше плакать о том, о чём ты уже плакал. Не надо больше каяться в том, в чём ты уже однажды покаялся. Не надо больше бить себя в грудь за то, за что однажды тебя в грудь уже ударила жизнь. Не надо больше себя корить и облачать в мрачные одежды уныния и отчаяния, ибо Бог позвал тебя на Свой пир, как сегодняшний царь из притчи.

Много званых, но мало избранных, - заканчивает Спаситель сегодняшнюю притчу. И мы уже с вами знаем, что избранные – это не те, кого Он избрал. Он только зовёт. А избранные – это те, кто избрал Его и пришёл к Нему. И не погнушался Его любви и дружбы. И, напротив, воспользовался ими, и перестал, наконец-таки, хоронить себя, встретив настоящего друга. И сказал: Господи, я на Твоём торжестве, и какой бы жизнь моя не была до этого, теперь она станет жизнью, благодаря которой я смогу сказать и Тебе: Друг мой, Отец Мой, Бог мой. Аминь.

18 сентября 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

2582