«Что же такое смерть души? Конечно, мы говорим о том, что душа наша бессмертна. Но, говоря о смерти души, мы говорим о том, что тогда, когда она отделяется от Бога, то погружается во мрак самонадеянности, отсюда впадает в разные искушения. Она становится раздражительной, она становится гневливой, она становится неблагодарной, злопамятной, она становится как бы при жизни мёртвой».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня я хотел бы вспомнить слова святителя Григория Паламы, который вот как интересно замечает: «как отделение души от тела есть смерть тела, так, - пишет он далее, - отделение души от Бога есть смерть души». Совершенно понятные и очевидные вещи, которые говорят нам о той бесконечной, важной и значимой связи, которая есть между нашей собственной душой и Богом.
Что же такое смерть души? Конечно, мы говорим о том, что душа наша бессмертна. Но, говоря о смерти души, мы говорим о том, что тогда, когда она отделяется от Бога, то погружается во мрак самонадеянности, отсюда впадает в разные искушения. Она становится раздражительной, она становится гневливой, она становится неблагодарной, злопамятной, она становится как бы при жизни мёртвой. И от этих своих свойств, приобретённых из-за отсутствия связи с Богом, она всю жизнь превращает в мрак, не жизнь.
Отделение души от Бога – это тогда, когда наша связь с Богом прекращается через отсутствие молитвы, через отсутствие живого богообщения в чтении Священного Писания, в размышлении о Боге. Наше общение с Богом – это не только тогда, когда мы открываем молитвослов и перелистываем страницу за страницей. Наше общение с Богом – это тогда, когда мы примечаем Его во всём окружающем мире, в том мире, который Господь для нас создал.
Наше общение с Ним и в том, когда мы замечаем Бога в других людях, созданных по Его образу и по Его подобию. И каждый раз, когда мы всматриваемся в другого человека, и когда мы видим не только внешние черты лица, но, когда уму своему говорим: «посмотри на человека, которого создал Бог», душа наполняется живым общением с Ним. Тогда и по отношению к этому человеку и душа наша начинает располагаться не гневом и раздражительностью, а совершенно иными добрыми чувствами.
Дай, Господи, чтобы это замеченное святителем Григорием Паламой стало для нас хорошим поводом для того, чтобы нисколько не прекращать общение с Богом, но, напротив, замечать, что это общение приносит нам жизнь, наполненную светом, смыслом, свободой. Аминь.
6 сентября 2022 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома