«Вера – это тогда, когда ты любишь Того, в Кого веришь, любишь Его слово и живешь этим словом. Вера – это когда ты сначала делаешь, а потом исповедуешь. Вера – это дела твоей собственной жизни».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Каждый раз, когда мы слышим Священное Евангелие – это прямой, надёжный, честный, откровенный разговор Бога с нами. Каждый раз, когда мы открываем Священное Евангелие, мы и себя открываем перед Богом, открываем свою совесть. Слово Божие – как свет, от него очень трудно скрыться. Но, если этот свет достигает, то он не оставляет никаких теней и мрака в нашей совести. И вот сегодня мы слышали историю о том, как некоторый человек пришёл ко Христу и просил исцелить его ребёнка, который каждый раз на новую луну начинает бесноваться, «и бросает его часто в огонь и воду» (Мф 17:15).
Но с ещё большей болью пришёл этот человек, не только о своём собственном ребёнке, но ещё и с досадой на людей. Так всегда бывает, если ты не чувствуешь за собой вины, если ты чувствуешь только свою правоту в любых обстоятельствах своей жизни, а это неправда, то тогда ты находишь как можно больше виновных вокруг себя. Начну с обратного. Если ты чувствуешь виновными как можно больше людей вокруг себя, а в себе не чувствуешь неправды, тогда, действительно, ты – на опасном пути.
И вот этот человек говорит Христу: я приводил своего ребёнка к Твоим ученикам, но они тоже не смогли ничего сделать и не смогли мне помочь. Да, конечно, это может быть единственным фактом, но говорит он это без сожаления и боли. А говорит лишь о том, что вот никто не может помочь моему горю – может быть Ты мне поможешь. И говорит он это, несомненно, с желанием помочь своему ребёнку.
Но задумаемся на мгновение: если бы Христос промолчал на его просьбу, или если бы не смог помочь этому несчастному ребёнку, наверное, мало что поменялось бы в отце. Он продолжал бы говорить себе: «ну, вот, никто не может мне помочь». Но и при любом удобном случае можно было бы говорить, что и Этот не смог помочь. Мол, и Он тоже виновен.
Христос исцеляет ребёнка. Апостолы, видя происшедшее, спрашивают Его: почему они не смогли это сделать? Но прежде Христос говорит во всеуслышание, говорит, глядя прямо в глаза этого отца: «о, род лукавый и прелюбодейный! До каких пор Я буду с вами?» (Мф 17:17). Христос прямо говорит в глаза этому отцу горькие слова, которые, впрочем, не обращает к одному лишь только человеку и не говорит этому мужчине: «ты – лукавый и прелюбодейный». Но говорит: «о, род лукавый и прелюбодейный» - «о, народ неверный».
Что же должно было произойти в сердце этого мужчины, когда он услышал эти слова? Ведь до этого он привык винить других и за собой знать лишь только одну вину: «я страдаю за своего ребёнка или вместе со своим ребёнком». Этот несчастный человек привык видеть только одну правду за собой - «мне плохо».
Но виноваты в этом все вокруг, что не могут мне помочь, что не могут меня понять, что не могут войти в моё положение, что не могут ничего сделать. Да, я-то в них, в общем-то, может быть, и не нуждаюсь. Страшно видеть боль собственного ребёнка. Но, когда, видя боль близкого человека, ты не находишь в этом и своей собственной вины.
Помните, как у пророка древнего: отцы ели кислый виноград, а на зубах детей – оскомина. Помнишь, эти слова, которые говорят о том, что наследие детей – это не только внешняя схожесть, это ещё и предрасположенность к действу духа света или к действу духа злобы. Каковы родители – таковы и дети. И если этот несчастный ребёнок страдал от новолуния, то чего же тогда страдал отец этого ребёнка, о котором Христос говорит: «о, род неверный, лукавый, прелюбодейный»?
Когда Христос исцелил этого ребёнка, отец остался наедине с самим собой. Несомненно, в его сердце, должно быть, была радость, и этого не могло не быть, о том, что ребёнок исцелился. Но эти слова: «о, род лукавый, прелюбодейный», но эти слова, они же – в самое сердце, они же – в самую суть, они же – в самую глубину. Что на них ответить?
Апостолы спрашивают у Христа: почему мы не могли исцелить? И Христос и первому, и вторым, и нам даёт ответ: «по неверию вашему» (Мф 17:20). Нет, конечно, мы многое во что верим: мы верим в бытие Божие, мы верим в победу добра над злом, мы верим в любовь, мы верим в дружбу, мы верим в настоящих искренних людей, мы верим в то, что нам говорят самые близкие люди, верим, что они нам не лгут.
Но о какой же вере говорит Христос? И что же это за вера такая? Вера – это не тогда, когда я говорю: «Ты – есть». Бесы тоже веруют, - говорит апостол, - и трепещут, потому что бесы видели Бога, и они веруют. Они тоже верующие существа. Вера – это не знать, что «Ты – есть» и не допускать, что «Ты – есть». Вера – это не знать только лишь, что я могу всегда к Тебе обратиться, и Ты меня услышишь и мне поможешь. Вера – это не означает, когда я позову, Ты придёшь. Вера – это не значит, когда Ты мне будешь очень сильно нужен, Ты не откажешь. Нет, это все еще не вера.
Вера – это тогда, когда ты любишь Того, в Кого веришь, любишь Его слово и живешь этим словом. Вера – это когда ты сначала делаешь, а потом исповедуешь. Вера – это дела твоей собственной жизни. Маловерные, - говорит Христос апостолом. Из-за маловерия вашего…
Ещё остаётся в себе самом, внутри, в совести много пустого места, ещё нету дел. Ещё только одна надежда. Но не живая и деятельная вера. Говорит: если бы имели веру хотя бы с горчичное зерно, сказали бы горе сей «иди», и она пошла бы.
Вера многое даёт человеку. Настоящая вера, которая начинается тем, что мы двигаем не горы вокруг себя, а хотя бы в самих себе что-то начинаем менять – то, что стоит уже давным-давно громадной горой мусора, громадной горой всяких пустяков, громадной горой фантазий и выдумок собственных.
Вот бы весь этот мусор в себе сдвинуть, вот бы в себе самих сдвинуть его, да, подальше, чтобы, наконец-таки, начать в себе видеть в свете правды и свои собственные немощи и свои собственные грехи, чтобы перестать говорить, что «никто не может мне помочь», «я-то что? я страдаю, вот мой флаг страданий – мой больной ребенок, а вот все вокруг – виноваты».
Да, нет, страдаешь ты не от больного ребёнка, а от больной совести, от больной души. Страдаешь ты от своей собственной напрасно прожитой жизни, об ошибках, которые ты так и не исправил. Страдаешь ты от того, что и не хочешь их исправлять, и всё ещё около этой мусорной горы возишься, боишься сдвинуть её хоть на некоторое расстояние от себя.
«О, род неверный и лукавый! до каких пор Я буду с вами?» И должно быть, мы слышим ответ на этот вопрос, который Христос задаёт каждому из нас: до Страшного Суда, до тех пор, пока не призову вас на этот суд. А значит у нас ещё есть время вместе с одним из должников сказать: потерпи на мне, Господи, всё воздам Тебе. Аминь.
21 августа 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска