«Наше внутреннее благополучие – это знать, что Христос всегда не вовремя, это знать, что Он всегда рядом, это знать, что Он всегда здесь. И свою собственную жизнь ориентировать на Его слово, на Его жизнь, на Его пример. Это и есть подлинный и верный ориентир нашего благополучия».
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о чуде исцеления двух людей, одержимых бесами, и о благодарности людей, которые выгнали Христа из их города.
До каких пор я чувствую себя человеком вполне приличным и благополучным? Что может повлиять на моё собственное отношение к своему же благополучию и приличию? Есть внешние обстоятельства и внутренние, есть обстоятельства, связанные с моим положением и прочее. Но есть обстоятельства внутренние, связанные с моим собственным видением своей духовной жизни, своего сердца и своей души.
Вот в некотором городе жили вполне благополучные люди до тех пор, пока они могли сравнивать себя с двумя бесноватыми, которые жили во гробах. И каждый раз, когда у человека бывает особый диалог со своей собственной совестью, то искусная в добрых делах совесть всегда найдёт неправду в себе самом, а искусная совесть в делах злых всегда будет разворачивать твою голову на других людей, глядя на которых, ты себе будешь говорить: «моя жизнь вполне благополучна, вполне счастлива, ну, я же не такой, как вот эти двое бесноватых; вот уж действительно, люди несчастные; вот уж действительно, кому бес не даёт дышать, а я вполне свободный человек». Говорим иногда мы и позволяем себе то, что является рабством греху.
Легко можно кого-то осудить, продолжать ненавидеть, легко можно в ком-то засомневаться, легко можно в ком-то другом найти изъян, легко можно ткнуть пальцем и сказать другому: «вот как надо жить, а не как ты», ну и так далее.
Христос, придя в эту страну, слышит от этих бесноватых удивительный упрёк Ему: Ты раньше времени пришёл мучить нас. Впрочем, этим удивительным и жестоким упреком живём мы, многие, когда лицом к лицу встречаемся с правдой, когда лицом к лицу встречаемся с тем, что должно быть в нашей жизни, мы как бы этому говорим: раньше времени пришёл Ты мучить нас.
Примерно это звучит так: «вот придёт старость, и тогда задумаюсь о своей жизни» или «пока молодой, ещё можно себе что-то позволить, а вот потом уже посмотрим», мол, «придёт время, вот тогда мы с Тобой, Господи, поговорим». А сейчас я хочу болтать с самим собой, я хочу заговаривать свою совесть, а сейчас мне вполне нравится то, что в моей жизни происходит. Я, с одной стороны, глядя на других, бесноватых, чувствую себя человеком свободным, а, с другой стороны, время не пришло, раньше времени Ты пришёл, Господи».
Христос приходит всегда не вовремя и не ко времени, потому что прийти вовремя или прийти ко времени – это тогда, когда «Ты мне нужен». Христос приходит не вовремя и не ко времени моей просьбы «Ты мне нужен», потому что знает мой изменчивый характер, потому что знает мою лукавую душу, которая сейчас любит, а через час ненавидит, сейчас смеётся, а через некоторое время не найдёт себе утешение от рыданий, знает мой изменчивый характер, поэтому не ждёт, пока я позову.
Христос всегда приходит по Своей любви ко мне, по Своей не изменчивой любви ко мне, такой любви, на которую не действует ничто моё человеческое греховное. Он приходит, как рассвет солнца утром, и не потому, что этого захотел я, а потому что этого захотел Он.
И на упрёк бесноватых: «Ты раньше времени пришёл мучить нас» Он не отвечает ничем, потому что Он и есть время, потому что Он приходит тогда, когда Сам желает. А ещё точнее: Он вообще не оставляет нас. И тогда, когда мне кажется, что я наедине со своими историями, только я и только мои истории, Христос всегда рядом, всегда.
И, обращаясь к бесам, повелевает им: выйдите из этих людей. Моё будет моим. Вы не имеете никакой силы над этими людьми, потому что единственная сила, которая есть над человеком – это сила Моей любви. Пошли вон из них. И бесы просили только об одном Христа: войти в свиней, которые там паслись. Мы слышали это из Евангелия: свиньи взбесились, бросились с крутизны в море, все утонули, пастухи побежали в город и рассказали, что там произошло.
Те благополучные люди, которые всегда себя сравнивали с другими, те благополучные люди, которые жили вполне себе хорошо, потому что говорили: «ну, я не настолько дурен, как вот эти два бесноватых; ну, не настолько уж я и плох, посмотрите на них; ну, что вы, я ещё вполне приличный, вы посмотрите на то, что можно назвать неприличием, вот это да; ну, а моя-то жизнь, вполне, даже ничего». Эти благополучные люди приходят ко Христу, выходят из своего города, видят своих погибших свиней, видят этих двух в здравом уме и рассудке.
И разве ж они говорят: «Ты раньше времени пришёл мучить нас»? Говорят они ещё хуже: «уйди от нас». Вот сейчас произношу эти слова, и сколько раз можно вспомнить, я думаю каждому из нас, и вспоминаю из своей жизни, когда близкий тебе человек или твоя мама что-то говорит тебе в какое-то особое время назидательное, и ты в сердцах говоришь: «ну, хватит».
А ведь это то же самое, что сегодня жители этого города: «уйди от нас» - «ну хватит». Что же это в этих словах «ну, хватит»? Да, то самое, что оказывается – ничего я неблагополучный, что оказывается – нет во мне никакой большой доброты или большой любви, или большого терпения. Всё это только по временам. И когда Господь ко мне приступает так близко со Своей правдой, а я всё не могу расстаться со своими свиньями, вот тогда я и говорю: «ну, хватит, уйди отсюда».
Наше благополучие бывает и внутреннее, и внешнее. Наше внутреннее благополучие – это не сравнивать себя с бесноватыми, это не сравнивать себя с худшими. Это путь в никуда. Это путь, который приведёт к крутизне, и рано или поздно с этой крутизны вслед за свиным стадом ты рухнешь в омут.
Наше внутреннее благополучие – это знать, что Христос всегда не вовремя, это знать, что Он всегда рядом, это знать, что Он всегда здесь. И свою собственную жизнь ориентировать на Его слово, на Его жизнь, на Его пример. Это и есть подлинный и верный ориентир нашего благополучия.
А если же кто-то спросит: «ну, разве мы можем вот так во мгновенье измениться, и во всём стать точь-в-точь как Христос?» Ответ очевиден: «не хотим, можем, но не хотим». Еще все эти свиньи дороги нам, им ещё есть место в нашей жизни. Как во дворе – хлев для них, так и в душе – хлев для этих свиней. Что же тогда?
Да, хотя бы не гнать Его. Научиться в следующий раз, когда Он опять так близко к нам подойдет и начнет нам говорить устами близкого человека, родного человека, устами священника, устами соседа, устами ребенка собственного, не отмахиваться рукой со словом: «ну, хватит», и не гнать Его, а терпеливо дослушать, что называется проглотить, не отвечать ни слова.
Как те бесноватые – всё, что они сказали: «Ты раньше времени пришёл мучить нас». Но они хотя бы Его не прогнали. И что? - Избавились от своих страстей. Бог изгнал из них злых духов за их смирение, за их молчание. Воистину смирение полагает начало большому-большому исцелению.
Пусть сегодняшняя история хотя бы этому нас научит, и этому научимся, и пообещаем себе – больше человеку, который с любовью, с интересом к нам, с заботой о нас говорит нам что-либо, не будем отвечать, как жители того города: «хватит, уйди». А терпеливо, со смирением, с благодарностью, да, иногда со скрежетанием зубов, да, иногда со всем внутренним огнём в сердце и душе, но дослушаем до конца и кротко скажем: «спасибо».
Спаси нас, Бог. Аминь.