«Иногда нам может показаться, что сохранение святыни – это наше особое призвание. Но мы должны помнить, что мы сохраняем не просто некие материальные ценности, икону или храм, а сохраняем то, что хранит нас. Как если бы мы хранили источник, колодец с ключевой водой. Храним мы его для того, чтобы с ним ничего не случилось для того, чтобы из него черпать ключевой воды и ею сохранять жизнь. И что тогда: мы храним источник или источник хранит нас от жажды и гибели от жажды? И одно, и другое. Но более хранит он в нас нашу жизнь. Мы же в благодарность об этом сохраняем, очищаем и заботимся о нём».
Каждый из нас тоже является частью дела Божьего, каждый из нас был создан Его любовью, каждому из нас Бог подарил дыхание Своей любви, и когда мы собираемся для общего дела, чтобы прославить имя Божие, то Священное Писание свидетельствует: «там, где вы собираетесь во имя Моё, там и Я посреди вас, потому что те, кто во имя Моё собираются, те и Мои. Кто Мною дышит, тому, - говорит Господь, - Я даю Своё живое дыхание.
Сегодня мы прославляем икону Божией Матери, именуемую «Тихвинской». Образ этот удивителен, потому что относится он к тем образам, о которых Предание говорит, что они были написаны самим апостолом и евангелистом Лукой. Незадолго до гибели Константинополя, где хранился этот образ, он пропал, а после, спустя некоторое время, как повествует жизнеописание этого образа, явился на Ладоге, близ города Тихвина, где был поднят.
Позже на месте его обретения был поставлен храм, а затем там появился и монастырь, где этот образ и сохранялся. Но правильнее сказать: не образ сохранялся в монастыре, то есть не монахи хранили образ, а Сама Богородица через Свой образ хранила обитель, в которой находился этот образ, и через Свой образ хранила людей, которые приходили к Ней.
Иногда нам может показаться, что сохранение святыни – это наше особое призвание. Но мы должны помнить, что мы сохраняем не просто некие материальные ценности, икону или храм, а сохраняем то, что хранит нас. Как если бы мы хранили источник, колодец с ключевой водой. Храним мы его для того, чтобы с ним ничего не случилось для того, чтобы из него черпать ключевой воды и ею сохранять жизнь.
И что тогда: мы храним источник или источник хранит нас от жажды и гибели от жажды? И одно, и другое. Но более хранит он в нас нашу жизнь. Мы же в благодарность об этом сохраняем, очищаем и заботимся о нём.
Вот также с Тихвинским образом Божией Матери. Тогда, когда шведы напали на Тихвин, и была немалая угроза разорения не только города, но и монастыря, случилось это в XVII веке. Тогда братья, испугавшись нападавших, хотели взять образ, чтобы с ним скрыться, сохраняя жизнь себе, и не дав на поругание этот образ. Но сколько они не старались, они не смогли снять со стены эту икону.
Тогда они уразумели, что Матерь Божья не для того здесь, чтобы Её хранили, но для того, чтобы Она хранила их. И таким образом, Она наставила их в твёрдой вере и избавила от страха. Монахи остались в своём монастыре и защищали обитель от напавших шведов. А тем, в свою очередь, казалось, что будто бы на стенах обители множество воинов, им казалось, что идёт большое подспорье, чтобы победить их.
Одним словом, всё то, что происходило в стане захватчиков, окончательно расстроило их, и над ними была одержана победа. И когда подписывали долгожданный мир, икона Тихвинской Божьей Матери была принесена на место подписания договора, чтобы быть свидетельницей, с одной стороны, смелости, верности и мужественности воинов, а с другой стороны, свидетельствовать, что не Её, но Она хранит.
И сегодня, вспоминая Тихвинскую икону Божией Матери, от которой совершалось множество и множество чудес, мы, прежде всего, все эти чудеса и обстоятельства человеческой жизни относим к области явления Божьего в нашей жизни. Мы всё это относим к тому самому пространству нашей жизни, в котором, если верим, то действует Бог, если надеемся, то помогает Господь, если не боимся, то Он совершает Своё действо. А если живём своим только умом, своими страхами, своими выдуманными историями, если только живём своим надуманным образом, то очень часто жизнь наша превращается в сплошной мрак.
Если сейчас перед образом Тихвинской Божьей Матери мы, вспоминая историю защиты братией своей обители, также попытаемся схватить её и бежать из того места, в котором мы находимся, сказав, что самое лучшее для меня – это всё бросить и уйти, вспомним, что тогда совершила Пречистая Богоматерь.
Если ты бросишь, Я не брошу. Если ты оставишь, Я не оставлю. Если ты Меня забудешь, Я тебя не забуду. Если ты Меня постыдишься, Я тебя не постыжусь. Если ты от Меня убежишь, Я тебя буду догонять, но не брошу тебя.
То событие, когда братья не смогли взять с собой этот удивительный чудотворный образ, заставляет задуматься нас о том, что место нашего спасения – это то место, где я нахожусь сейчас, и где Господь сейчас поставил меня. Иногда некоторые ищут лучшего места для своей жизни. Кто-то ищет лучшего места для своей работы. Человек, который служит – лучшего места для своего служения. Кто-то даже ищет лучшую Родину, но, подлинно, права пословица нашего народа, которая говорит: где крестился, там и сгодился; где родился, там и пригодился.
И сегодняшняя память Тихвинской иконы Божьей Матери говорит каждому из нас, что наше служение, наша жизнь, наши труды должны совершаться не от какого-либо понуждения испуга или страха, а должны совершаться от одной только мысли: с нами Бог, и Пречистая Богородица не оставит нас.
Образ Тихвинской Божьей Матери напоминает нам об этом, напоминает нам и слова Пречистой Богоматери, которые Она произносила апостолам Христовым, Своим друзьям, говоря им, что всегда буду с вами в Своих молитвах и в Своей любви, никогда не оставлю вас.
И сегодня мы говорим Ей: Пресвятая Богородица, помогай нам, развей мои страхи и мои сомнения, развей моё желание бросить Твой образ и бежать, что называется, куда глаза глядят, испугавшись каких-либо обстоятельств жизни. Ты – твердыня, утверди и меня. Ты – крепость, дай и мне сил. Ты – недвижимая стена, дай и мне быть стеной недвижимой против всякого страха, греха. Ты – любящая мать, помоги мне быть любящим Твоим чадом. Аминь.