О возможностях Бога

13.07.2022
Просмотры: 1949

«В руках Божиих, если оставаться Ему верным, как были верны Ему Захария и Елисавета, и верными друг другу, все обстоятельства изменяются. В руках Божиих нет ничего, о чём можно было бы сказать «этого уже не изменить». И если Господь пожелает, то всё может изменить. Но к этому изменению нужно иметь только наше Ему послушание и нашу Ему верность, и верность друг другу».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители посёлка Сунжа, гости, паломники, я всех вас поздравляю с днём воспоминания Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, небесного покровителя храма! Поздравляю всех вас с престольным праздником!

Сегодня наша Церковь вспоминает Рождество удивительного пророка – Иоанна Крестителя, о котором мы много знаем из Священного Писания, из Священного Предания нашей Церкви. И сегодня мы вспоминаем его Рождество, и те особые переживания и надежды, которыми жили его родители. Из Писания мы знаем, что его родители – Захария и Елисавета не имели детей. Елисавета была бесплодна.

Захария был священником, и каждый раз, когда совершал службу Богу, то, должно быть, с особым вдохновением и усердием молился о своей семье, потому что в то время отсутствие детей в семье становилось источником для поношения этой семьи. Как же это сильно отличается от нашего времени, когда желание иметь ребёнка в семье не всегда разделяется всеми членами этой семьи, а ещё и нередко покушаются на жизнь нерождённого ребёнка.

И вот Захария и Елисавета всю свою жизнь, дожив до глубокой старости, жили в любви друг к другу, и в поддержке друг друга. Они давно приняли данный им крест, и хотя уже дожив до старости, меньше слышали всякого рода поношений в свой адрес, но, должно быть, когда встречались с родными и близкими, бывали в их домах на праздниках, их сердца продолжали сжиматься от боли, что в семье нет детей, но душа вслед за сердцем не сжималась.

Они своей душой привыкли достойно переносить все испытания. И для них любви друг к другу было более чем достаточно, чтобы быть счастливыми людьми. И более того скажу, в этой любви друг к другу они находили утешение от Бога и принимали все обстоятельства своей жизни как волю Божию. Захария не винил Елисавету, а Елисавета не отчаялась и не оставляла своего мужа Захарию.

И вот, как повествует нам Писание, в одно из богослужений Захария увидел Архангела Гавриила, который благовествовал ему о том, что в его семье родится ребёнок, который предыдет пред Богом и откроет путь грядущему Мессии. Можно представить себе по-человечески какие переживания испытал тогда Захария: всю жизнь жить в надежде, уже принять эту волю Божию, как данное от Бога послушание, крест, и теперь услышать иное благовестие.

Сердце его смутилось, и при этом, быв человеком, всецело преданным воле Божией, он по-человечески сомневается в словах Архангела Гавриила. Как, - говорит, - это может быть, если мы уже с супругой дожили до глубокой старости?

Архангел отвечает ему, что в руках Божьих всё оживотворяется. Всё, что Бог берёт в Свои руки, становится источником Его милости. Бог дышит там, где хочет. Это первый урок, который мы сегодня получаем от праведного Захарии, когда он услышал благовестие Гавриила.

Бог всё может изменить. И иногда вещи, кажущиеся нам непреодолимыми и не изменяемыми, в руках Божиих очень быстро изменяются. Вещи, к которым мы привыкли как к некой данности, меняются там, где дышит Бог, начинается Его данность. Бывает мы говорим сами себе: «это уже не изменить». Но посмотри на Захарию, и он также говорил: это не изменить.

Но Гавриил ответил ему: «я, предстоящий пред Богом, и говорю тебе то, что сделает Бог. И вот тебе знамение: не будешь говорить до тех пор, пока не увидишь исполнение данного от Бога обетования». Через некоторое время в семье Захарии и Елисаветы рождается мальчик. Елисавета говорит своим родственникам: «назовем его Иоанн», как и пророчествовал Архангел. Родственники удивляются и говорят, что «не было такого имени в их роду». И тогда дают дощечку, чтобы Захария написал имя своему сыну. И он пишет «Иоанн». И в это время уста его отверзлись, и он начал пророчествовать и воспевать славу Божию – радость людей о присутствии и действий в их жизни Самого Бога.

Иногда мы, повторюсь, смиряемся с разными обстоятельствами нашей жизни и, кажется, что эти обстоятельства уже неизменяемы, и эти обстоятельства являются сначала источником боли и скорби, а потом мы привыкаем к ним, и как бы безмолвствуем перед небом.

В руках Божиих, если оставаться Ему верным, как были верны Ему Захария и Елисавета, и верными друг другу, все обстоятельства изменяются. В руках Божиих нет ничего, о чём можно было бы сказать «этого уже не изменить». И если Господь пожелает, то всё может изменить. Но к этому изменению нужно иметь только наше Ему послушание и нашу Ему верность, и верность друг другу. Захария был верен Елисавете, а Елисавет – Захарии. И Бог был верен им обоим и утешил их. В семье Захарии и Елисавет не было предела радости. И сам Архангел Гавриил сказал ему, что это будет тебе радостью и утешением.

Еще пройдёт некоторое время, и злочестивый царь Ирод, узнав о рождении Мессии Христа, пожелает убить всех младенцев от 2 лет и ниже. И будет искать всех младенцев в своей стране. Тогда Елисавет, услышав об этом злом намерении Ирода, взяв своего ребёнка Иоанна, бежит с ним в пустыню, где проживёт с ним, пока Иоанн не вырастет, и там не скончается.

А посланные от царя Ирода пришли к Захарии и спрашивали его: где твой сын? На что Захария, объятый радостью рождения сына, отвечал им, что «не знает, где он находится». Тогда в том же храме, где он слышал благовестие от Архангела Гавриила, Захарию убивают. И там же, в этом храме, где он ужасался и сомневался, радовался и благодарил о рождении сына, в этом же храме, он становится одним из первых исповедников Господа и Спасителя Христа, о котором будет проповедовать его сын.

Но прежде проповеди Иоанна Крестителя Захария проповедует истину Божию своей кровью. Всю жизнь служа у алтаря Господня, теперь Захария проповедует кровью, и нисколько не смущается его сердце, потому что наполнено оно такой радостью, о которой сказал ему Гавриил: и будет тебе это великим утешением. Прежде проповеди Иоанна Крестителя проповедует Захария.

Проповедь об истине и правде, слово о Боге и Его присутствии в жизни всегда сопряжено с болью, с надеждой, с умением пережить эту боль и пронести страдание, с умением разделить эти страдания с другим человеком. Как и Захария разделял страдания от бесплодной Елисаветы, поддерживая ее всю её жизнь.

Проповедь о правде начинается не с правдивых слов, а с хороших примеров собственной жизни, которую показал и Захария, о которой засвидетельствовал перед теми, кто искал убить его сына даже до крови. Проповедь о правде начинается с дел любви. И сегодня, воспевая Рождество Иоанна Крестителя, мы поклоняемся любящим Захарии и Елисавете, которые, претерпев поношение бесплодства, от Бога приняли удивительное новое дыхание своей жизни, которое стало предвестником пришествия в мир Господа и Спасителя Христа.

Правда начинается с любви. И сегодня, почитая Захарию и Елисавету, мы просим их о том, чтобы их молитвами Господь укрепил нас и в любви, и в надежде, и в правде. Аминь.

7 июля 2022 года. Иоанно-Предтеченский храм села Сунжа

1949