«Царство Божие внутри вас есть. Ищите его и правды Божией. Правда Божия – это и есть ключ от того самого Царства, которое внутри нас. Заглянем в себя. Может быть, сначала ужаснемся, как будто бы откроем старый шкаф со старыми, давно выброшенными вещами, разберём его, выбросим всё ненужное, освободим место для света».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ищите, прежде всего, Царства Божьего, и всё остальное приложится вам, - этими словами заканчивается сегодняшнее евангельское чтение. Какое, оно, это Царство Божие? Я очень хотел бы, чтобы каждый из нас для себя нашёл ответ на этот вопрос.
Конечно, мне думается, что каждый из нас может представить себе: что же такое Царство Божие? И, наверное, во всех этих представлениях его основой будет то, что – это место, где хорошо, спокойно, где ничего не будет тревожить. Отчасти это так. Но тогда, есть самый главный вопрос: а что же есть источник этого самого спокойствия? Когда же человек успокаивается?
Блаженный Августин на этот вопрос отвечает так: Ты, Господи, создал нас для Себя, и тревожится, и беспокоится наше сердце, пока не успокоится в Тебе. То есть наше спокойствие, которое мы когда-либо переживали, которое настоящее, прочное, долгое, которое приносит счастье – это спокойствие как присутствие Бога в моей жизни.
Беспокоится моё сердце, - как говорит Августин, - пока не успокоится в Тебе, в Тебе я нахожу успокоение. Не то самое успокоение, которое говорит мне: «ничего не надо». А то самое успокоение, которое говорит: «я нашёл самое главное, и всё остальное становится для меня неважным, неглавным. У меня есть самое главное».
Об этой находке можно говорить тогда, когда мы видим человека, который встретил в своей жизни другого человека, и успокоился, и говорит, что больше теперь ни на кого не смотрит. Ну, это наше – человеческое. Или, когда человек найдёт то драгоценное сокровище, которое искал всю свою жизнь, и говорит: «теперь вот оно – возмещение всех моих трудов, и больше я уже ни о чём не беспокоюсь». Но это – временное, телесное. А ещё большее – это то, когда человек находит успокоение в Боге.
Христос в сегодняшнем Евангелии говорит: ищите, прежде всего, Царства Божьего, и всё остальное приложится вам. Вот это самое спокойствие. И тогда надо задаться всё ещё одним вопросом: а где его искать? Есть такая геолокационная точка, куда прийти и сказать: вот оно, это самое Царство Божие? Где его искать? То есть это то самое Царство, которое однажды наступит, будет впереди? Но тогда бы Господь не сказал: ищите. Тогда бы сказал: ждите, придёт время, и увидите. Но Христос говорит: ищите. Значит его можно найти сейчас, здесь. Где?
В другом месте Евангелия мы читаем ответ на этот вопрос: Царство Божие внутри вас есть. Заглянем внутрь себя. Там спокойно? Там всё мирно? Там всё на своих местах? Заглянем внутрь себя и посмотрим: а чем же я внутри наполнен? Что же занимает меня в моём внутреннем мире?
Нечего надеть. Некуда поехать. Куда пойти? Что поесть? Как провести время? Как ответить обидчику? Ну как такое забыть! Ну как такое можно простить! А как будут они без меня? А как я буду без них? А что мне нужно ещё сегодня успеть сделать? А что не забыть купить? А что..? А что…? Чем занят сейчас мой внутренний мир? О чем постоянно просит этот голос моего внутреннего мира?
Он всё больше и больше пытается на себя надеть и говорит: нечего надеть. Он всё больше и больше пытается сделать меня ещё привлекательнее, и всё кажется – нет предела совершенству. Этот внутренний мир всё больше и больше толкает меня на поиски счастья, которое, как тень, убегает от меня. А я по-другому скажу: на поиски счастья, которое, как хвост собаки, за которым я бегаю, и никак не могу ухватить.
Поэтому Христос в сегодняшнем Евангелии говорит: что вы заботитесь о себе: что вам есть или что надеть. Посмотрите на птиц: не сеют, не собирают, Бог питает их. На лилии посмотрите: Соломон во всей своей славе так красиво не одевался. Хотя эти цветы и полевые, сегодня есть, а вечером бросаются в огонь, и их нет.
Что ты думаешь о том, как стать другим, ты не можешь, - говорит Господь, - даже себе добавить роста (хотя сейчас и с этим готовы поспорить). Далее говорит: всего этого ищут язычники. Неужели вы думаете, что, если Я позаботился, - говорит Господь, - о всём том, что вас окружает, Я не позабочусь о тебе? И, правда, неужели Тот, Кто создал этот удивительный мир, не позаботится обо мне?
Но только с одним условием – когда моя внутренняя забота, вот это моё внутреннее царство перестанет само о себе заботиться, тогда начнёт заботиться Он обо мне. По-другому скажу: когда я, наконец-таки, полюблю Того, Кто подарил мне мою жизнь, и полюблю Его настолько, что больно будет мне преступать Его заповеди, полюблю Его настолько, что без Него не смогу находиться нигде, тогда, с любовью к Богу и правде Его, всё остальное в моей жизни займёт свои места.
Тогда мне не нужно будет бегать за хвостом, как собачки, за тенью, как несчастному. Тогда, если в моей жизни свет станет светом через мой чистый взгляд на эту жизнь, с чего начинается сегодняшнее Евангелие: «если око ваше светло, то свет внутри вас; а если темно, то – тьма. Но какова же это тьма?», - если я начну смотреть на вещи через призму своего Создателя, через радугу от слез своего покаяния, через улыбку от своей благодарности Создателю, если я начну смотреть на эту жизнь через свет, которым Его люблю, то этот свет и наполнит мою жизнь.
Чтобы в этом убедиться, нужно вспомнить последнюю черту своей жизни. И когда ты стоишь у этой черты, пусть она ещё не твоя, пусть она приключилась для твоего отца или для твоей мамы, для твоего друга или близкого человека. И когда ты за эту черту бросаешь горсть земли, в этот момент ведь тебе совершенно не важно, что ты ел сегодня и на чём ты приехал, что ты надел на себя и как ты выглядишь, когда ты бросаешь эту горсть земли, разве тебе важно, что ты будешь делать завтра и какие ты для себя рисуешь планы. Разве важно тебе, когда перед тобой закрываются глаза самого любимого и близкого человека? И тогда там ты говоришь: как многое было неважно в моей жизни, и на это я тратил свою жизнь.
Царство Божие, - говорит Господь, - внутри вас есть. Загляни в себя – на что ты тратишь свою жизнь? Что для тебя важно? Любить? Дружить? Верить? Надеяться? Жить? Или всё ещё важно – свести одно с другим? Всё ещё важно – как ты выглядишь, что надел? Или всё ещё важно – что о тебе скажут другие, что ты скажешь кому-то?
Ведь, когда ты любишь, любят и тебя, и найдут для тебя и хорошей одежды, и угостят хорошим обедом. Когда ты дружишь, дружат и с тобою – и ты никогда не останешься на улице в непогоду. Когда ты веришь, верят и тебе, и когда ты скажешь какую-либо просьбу, тебе поверят и помогут, потому что веришь ты. Когда ты надеешься, и когда ты живёшь, рядом с тобой жить легко и надеяться легко.
Царство Божие внутри вас есть. Ищите его и правды Божией. Правда Божия – это и есть ключ от того самого Царства, которое внутри нас. Заглянем в себя. Может быть, сначала ужаснемся, как будто бы откроем старый шкаф со старыми, давно выброшенными вещами, разберём его, выбросим всё ненужное, освободим место для света.
Заглянем в себя – о чём я больше всего говорю, о чём я больше всего переживаю, и начнём говорить по-другому. И может быть, хотя бы сегодня скажем: Господи, благодарю Тебя за мою жизнь, такую, какая она есть. Благодарю Тебя за моих друзей, таких, какие они есть. Господи, благодарю Тебя за то, что их объятиями Ты обнимаешь меня, их словами Ты прощаешь и поддерживаешь меня. Благодарю Тебя, Отец, за то, что я счастливый сын в Твоих руках, Господи. Я люблю Тебя, Отец, не оставь меня в Своей любви.
Помоги мне преодолеть вот эту самую пропасть, у которой я сейчас стою. Помоги мне, Господи, изменить свою жизнь. Помоги мне, Господи, стань светом во мне, чтобы мне вырваться из этого мрака всех моих страхов. Я знаю, Господи, моя жизнь в Твоих руках, позаботься обо мне, Господи.
И тогда, поверьте, в жизни, как говорит святитель Иоанн Златоуст, всё встанет на свои места, если в центре будет Христос, Который Своим Царством и Своей любовью, и Своим дыханием внутри нас есть. Аминь.