Об исповедании Бога

«Что же это: «исповедовать Бога перед другими людьми»? Это то самое, что мы сегодня празднуем – это являть в себе образ и подобие Божие».

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, в этот воскресный день, Церковь торжествует Всех святых, не тех, которых нет с нами, не тех, которые прославили себя только лишь, но торжествует Всех святых, видя в каждом из нас образ и подобие Божие, и уча нас этот образ видеть друг в друге. И сегодняшнее Евангелие об этом удивительном свидетельстве.

Христос говорит Своим ученикам, что всякий человек, кто исповедует Его перед другими людьми, будет исповедован и Отцом Небесным. А кто перед другими, - говорит Господь, - от Меня откажется, от того откажется и Господь.

Что же это: «исповедовать Бога перед другими людьми»? Это то самое, что мы сегодня празднуем – это являть в себе образ и подобие Божие. Быть постоянно хорошим и одинаковым, неизменчивым для человека невозможно. В нас очень быстро меняется наше настроение, наше отношение к другим людям, да и наше отношение к себе самим тоже очень быстро и часто меняется.

Вся наша изменчивость говорит больше всего о том, что мы люди, уязвленные страстями, говорит о том, что в нас нередко бушуют эти страсти. Временами – веруем, временами – нет. Временами – любим, а временами говорим: «видеть тебя больше не могу, слышать тебя не хочу». А временами говорим: «вот бы увидеть хоть на мгновение, вот бы услышать хотя бы одно слово». Всё это говорит о нашей быстрой изменчивости, которая, повторюсь, происходит от нашей страстности.

Христос говорит нам о том, что может сделать нас постоянными в одном устремлении, что может делать нас, что называется, с основой, с твёрдым пространством внутри себя, на котором можно твёрдо стоять, и если изменяться, то надёжно, не из огня да в полымя, а к небу, как по лестнице, шаг за шагом.

Говоря об этом внутреннем надежном пространстве, говорит Господь об исповедании Себя: кто исповедует Бога перед другими людьми. Что же это значит? Говорить лишь только, что есть Христос? Что есть Создатель, Который всё нам создал и подарил этот мир, как и нашу собственную жизнь нам самим? Об этом ли только говорит Господь, когда говорит об исповедании Его перед другими людьми? Говорит о большем, о надежном, о настоящем. Что же это?

Говорит о том, что всё, что бы я ни делал в своей жизни, я должен, прежде всего, сначала посвящать Ему. По-другому скажу: через Его руки передавать всё то, что я даю другим. Когда я что-то отдаю другому человеку, говорю себе «не я тебе даю, но Бог, который дал мне, через меня даёт тебе».

Когда я обижаюсь на другого человека и нахожу в своей душе миллион причин, чтобы эту обиду усугубить и развить до громадной катастрофы, мне нужно вспомнить всего лишь слова Христа Спасителя: «по тому узнают, что вы – Мои ученики, если между вами будет любовь».

И когда я не найду этой любви в себе по отношению к другому человеку, тогда, может быть, мне хватит опоры и основы, чтобы изменить своё отношение к другому человеку, чтобы не отдавать себя в руки гнева, озлобленности, желания мести и ненависти по отношению к другому.

 Когда вы, - говорит Господь, - исповедуете Меня перед другими людьми, тогда и Бог вас исповедует. Когда я поступаю по-человечески именем Христовым, Бог поступает со мной по-божески. Поступить по-человечески – это, в общем-то, и есть жить Его словом, руководствоваться Его словом.

Да, бывает иногда это очень тяжело погасить в себе гнев. Но если ты скажешь: «я больше», навряд ли этот гнев погаснет. Но если ты скажешь: «Господи, затуши во мне это пламя. Господи, затуши во мне эту ярость или эту ненависть». Если ты будешь опираться на себя самого и говорить «я это сделаю», то навряд ли что-то ты сможешь сделать.

Но если ты скажешь: «Господи, имени Своего ради святого сделай со мной по милости Своей. Ты видишь, у меня не хватает сил, Ты видишь, у меня не хватает веры, Ты видишь, у меня любовь почти вся закончилась. Ты, Господи, сделай во мне это, обнови во мне мою любовь и мои силы, мою дружбу. Дай мне, Господи, быть человеком, созданным по образу и по подобию Твоему. Дай мне, Господи, поступить по-человечески. По-человечески руководствуясь, как светом, именно этим образом и подобием».

И тогда Господь поступит по-божески – даст просимое, услышит и восполнит, увидит опустошенное и не выбросит вон, а наполнит Собою.

И напротив, в сегодняшнем Евангелии мы слышим: кто отречется от Меня перед другими людьми, от того, - говорит Господь, - и отречется Небесный Отец. Что значит отречься от Бога перед другими людьми? Просто ли сказать, что Его нет или «я больше в Него не верю»? Это скажут твои дела.

Если ты мстишь и не можешь остановиться – ты не веришь. Если ты ненавидишь – ты не веришь. Если ты не можешь простить и не хочешь простить – ты не веришь. Если ты не можешь остановиться в какой-либо своей страсти и лишь только потакаешь, развивая ее в себе – ты не веришь. Ты не веришь, потому что всякий, совершающий дела нечеловеческие пред Богом, остаётся без Его божественной любви.

И кстати говоря, о делах нечеловеческих – не стоит вспоминать каких-то страшных изуверов, преступников и мерзавцев. Достаточно вспомнить, когда кто-то назвал твоё имя, а ты сделал вид, что не услышал. Достаточно вспомнить, когда кто-то тебя о чем-то попросил, а ты обманул и сказал, что не можешь помочь. Достаточно вспомнить, когда кто-то так в тебе нуждался, а тебе было всё равно. И всё это – отречься перед людьми от Бога.

Господь говорит нам о том, что всегда дарит нам Свою бесконечную любовь, и чтобы эту любовь почувствовать, нужно просто Его полюбить больше себя. Поэтому и говорит: кто любит отца или мать, или чадо больше Меня, тот недостоин Меня. Не потому, что ты им отдаёшь всю свою любовь, а потому, что, не любя Бога, а любя других, других ты и не любишь вовсе. Ты себя любишь в других, а не их в себе.

Сегодня день Всех святых. Это не только тех, которые смогли прожить свою жизнь, показывая эту любовь. Посмотришь на стены нашего собора, на изображения святых угодников Божиих – за их плечами была непростая жизнь и очень непростая борьба. Они поступали по-разному. В их жизни были и хорошие поступки и очень плохие. В их жизни была и кровь на руках и слёзы на глазах. В их жизни было самое главное – поиск правды. И когда они нашли её, то жили ей.

День Всех святых – это день и нас с вами. Ведь святой – это не тот, кто без греха. Один Бог без греха. А тот, кто ищет в себе свет, находит его и живёт им, и поступает так, что имя Боже святится в нём и вокруг. С таким человеком не страшно, потому что в нём свет и не душно, потому что в нём свобода правды. Неделя Всех святых – это напоминание и нам, каждому, себе, о том, что и я призван к святости, к свету, к вере, к свободе.

Да дарует Бог каждому из нас по нашей молитве и по нашей любви, по нашему упованию на Него, по нашей вере к Нему, по нашим делам, да дарует каждому из нас Своей любви, Своей дружбы, Своего света, жизни, свободы от греха и страха, святости. Аминь.

19 июня 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

Просмотров: 1650

Поделиться

VK:39834