О начале правды

28.05.2022
Просмотры: 2183

«Христа можно услышать в простой просьбе. И правда Божия начинается в нас тогда, когда мы перестаем жить своими полуправдами, полу оправданиями. Не нужно бояться этой правды. Тогда, - как говорит Христос, - из тебя потекут воды жизни. То есть твои слова станут, как живая вода, ободряющими других людей, вдохновляющими, питающими, поднимающими от немощи, дающими надежду, дарящими любовь».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

Сегодня – Неделя о самарянке. Мы только что слышали Евангелие, которое повествует нам об этой удивительной встрече Господа и Спасителя Христа с самарянкой. Предание, кстати, сохранило её имя, звали её Фотиния, Светлана.

Не буду пересказывать эту историю. Очень хотел бы, чтобы вы эту историю обязательно перечитали дома сегодня из Священного Евангелия. Я бы хотел остановиться на некоторых очень важных, во всяком случае, тех вещах, которые, когда я слушал это Евангелие, тронули моё собственное сердце.

Первое: как Господь обращается к человеку, и начинается диалог человека с Богом. Очень часто нам кажется, что моему общению с Богом должны предшествовать какие-то особенные события в моей жизни. Так и бывает: или какая-то болезнь, или какое-то особое переживание, или какая-то невысказанная надежда, обстоятельства. Одним словом, должно что-то произойти из ряда вон выходящее.

Христос Бог обращается к самарянке, к человеку, в обычных обстоятельствах жизни. Та пришла за водой к источнику, и Христос ей говорит: «дай и Мне попить». Бог всегда обращается напрямую к человеку в самых простых и обычных обстоятельствах жизни. И для того, чтобы нам общаться с Богом и для того, чтобы нам обратить к Нему свой голос не нужно ждать грома, чтобы перекреститься.

«Дай Мне пить», - говорит Христос ей, обращаясь с обычной просьбой. Сколько человек обращается к нам каждый день: то «дать попить», то «подержи руку», то ещё какой-то вопрос совершенно простой задаст или обратится с совершенно простой просьбой. Иногда нам кажется, что всё это нас так утомляет.

И подумалось мне, а вдруг за какой-нибудь этой простой просьбой простого человека – Сам Христос. И придя домой почувствуешь некое опустошение и говоришь: устал, и внутри как будто бы ничего нет. А ведь Бог сегодня подходил к тебе так близко и просил тебя о таком малом. А тебе всё было недосуг, некогда, показалась просьба эта пустой и обычной, и прошёл мимо, и не пообщался с ним. Вот отсюда бывает и пустота к вечеру, когда днём тебе не до кого.

Впрочем, Христос, обратившись в самарянке, услышал от неё живой диалог: «как, мол, Ты ко мне обращаешься?» Вот, кстати, почему она так спросила, было бы хорошо, чтобы вы узнали сами из Евангелия, и чуть побольше бы узнали о Евангелии. Дальше произошло удивительное. Христос, общаясь с самарянкой, говорит ей: «знала бы ты Кто просит у тебя воду, ты бы у Меня просила этой воды».

Когда самарянка узнает, что перед ней Мессия, о котором она сама Ему свидетельствует, говоря, что «знаю, придёт Мессия, который скажет нам всё», то тогда она задаёт Христу неожиданный и удивительный вопрос. Она задаёт Ему вопрос, который, честно сказать, поражает сознание.

Ну, вот, чтобы ты спросил, если бы перед тобой предстал Сам Спаситель Господь, какой бы ты вопрос задал Богу? И сейчас это не праздный вопрос. У нас всегда есть множество вещей, которые бы мы хотели у Него спросить. И как правило, сознаемся честно, все эти вопросы связаны с тем, что с нами или по отношению к нам поступили не совсем справедливо. Эти вопросы очень часто связаны с тем, что «а как же вышло так или как же вышло этак?». И всё это связано с нами самими.

Но самарянка задаёт Христу неожиданный вопрос: «а как поклоняться Богу?» Как поклоняться Богу? Вот и сегодня, слыша это Евангелие, и слыша этот вопрос, сам в себе удивляюсь и думаю: а ведь, в действительности, это совершенно важный и самый первый для человека вопрос. Господи, как мне Тебя узнать? Как мне Тебе поклониться? Как мне не пройти мимо Тебя? Где Ты, Господи?

Христос на этот вопрос отвечает, что поклоняющийся Богу, поклоняется Духу в духе и истине, в правде. И вот здесь, как мне думается, есть один очень важный и значимый для каждого из нас посыл, который крайне важен для нашей жизни.

Поясню. Вот смотрите, мы очень часто ищем правду, мы очень часто задаемся этим вопросом и бесконечно ищем эту самую справедливость. Бесконечно, каждый день говорим о том, где же эта правда? А как же по правде? Да и сами нередко произносим это слово, говоря: «ну, вот, по правде говоря». Как-будто бы в наших словах бывает часто неправда. Или, когда общаемся с другим человеком скажем: «ну, вот честно сказать». Это означает, что нередко я говорю нечестно.

Одним словом, правда, которую мы ищем, очень часто это не правда Божия, а правда человеческая. Мы знаем, как велит Бог, но не всегда так поступаем. Мы знаем заповеди Его, но наша человеческая правда нередко переступает эти заповеди, оправдывая себя разного рода обстоятельствами или событиями, которые мы называем для себя почти непреодолимыми. Мы знаем правду, но, чтобы не служить ей, служим своей собственной правде.

И нередко все наши страхи и все наши ужасы становятся этой правдой. Как у этой самарянки, когда Христос ей сказал: приведи сюда мужа, и Я дам тебе этой воды. И тогда она сказала правду: «у меня нет мужа». Но полуправду, ибо тот, которого она имела сейчас, не муж ей. «Пять, - говорит Христос, - у тебя их было, и тот, который сейчас, не муж тебе».

Она сказала полуправду. И вот именно после того, когда Христос сказал о том, что поклоняющийся Богу, поклоняются в истине, она, наконец, перестала бояться полуправды, перестала бояться своей человеческой правды. И впервые, может быть, в своей жизни так горячо поверила правде Божией.

Как это узнаём? Она идёт в город и говорит: «пойдите, посмотрите, этот Человек всё про меня рассказал». Она каялась каждому встречному и говорила о своей правде, что тот, кто и сейчас у неё, не муж ей. Она говорила о своей правде, но теперь уже глазами нового человека, увидевшего настоящую, подлинную истину, непреложную и неизменную, имя которой Любовь.

Нередко мы прячемся за нашей полуправдой из-за страха, из-за отчаяния, из-за опасения что-либо потерять в своей жизни. Но стоит лишь только отказаться от этих страхов и опасений, и всем своим существом встать перед правдой Божией, как всё становится на свои места.

У этой женщины страх прошёл. Исповедуясь в своей немощи, она не только у Христа нашла любовь, она у людей отыскала сострадание. Откуда это узнаём? Потому что, когда теперь уже виделись с ней, говорили ей: «не потому верим, что ты сказала, а потому верим, что сами увидели».

Итак, сегодняшняя Неделя, которая начинается с воспоминания беседы Христа с самарянкой, конечно, о ней можно было бы говорить ещё намного больше и глубже, но мне хотелось бы именно на этих обстоятельствах заострить ваше внимание, вернее, поделиться с вами собственным переживанием.

Христа можно услышать в простой просьбе. И правда Божия начинается в нас тогда, когда мы перестаем жить своими полуправдами, полу оправданиями. Не нужно бояться этой правды. Тогда, - как говорит Христос, - из тебя потекут воды жизни. То есть твои слова станут, как живая вода, ободряющими других людей, вдохновляющими, питающими, поднимающими от немощи, дающими надежду, дарящими любовь. Аминь

22 мая 2022 года. Никольский храм города Ессентуки

2183