О главном вопросе

23.04.2022
Просмотры: 1502

«Сейчас каждый из нас с дерзновением подойдет к Чаше Христовой. И не с осознанием того, что мы достойны этого Причащения, и не с осознанием того, что это Причащение каждого из нас сделает достойными общения с Ним, а подойдём только лишь с одним вопросом: не я ли, Господи?»

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня день Великого Четверга, воспоминания Тайной Вечери, того, как Господь причастил Своих учеников и воспоминания того самого времени, и того самого события, от которого сегодня и по сей день на протяжении всей истории земной жизни Церкви мы питаемся Боготочными Телом и Кровью Господа и Спасителя Христа, соединяясь в одно тело, в одну Церковь.

Сейчас многие из нас дерзнут приступить к Святой Чаше и причаститься Святых Христовых Тайн также, как и тогда святые апостолы причащались на Тайной Вечери Тела и Крови Господних, когда Христос им преподал хлеб и вино, также, как и тогда на Тайной Вечери не каждый мог ещё знать, что же совершается, и чему они становятся причастниками, также, как и тогда мы, дерзая, приступаем к Святым Тайнам, испрашиваем у Господа Его общения и действа в каждом из нас, также, как и тогда один из находящихся там, Иуда Искариотский.

И когда Спаситель об этом сказал Своим ученикам, то каждый из учеников задавался вопросом: не я ли, Господи? От чего же каждый из апостолов сомневался в том, что возможно он станет предателем Христа? От чего же это сомнение было у святых апостолов? А это сомнение было, во-первых, от глубочайшего, искреннего смирения перед Богом, и само это сомнение рождалось от того, что каждый апостол знал, что без силы Божией и без дыхания Божьего ему не справиться. Каждый апостол знал, что одной любви к Богу недостаточно, необходимо ещё этой самой любовью и совершать дела веры. И каждый за собой видел недостаточность этих дел.

Один из вас, - говорит сегодня Христос всем нам, - предаст Меня. И моя совесть, как никогда, не вертит головой по сторонам и не смотрит: а где этот предатель рядом со мною?, не вертит моей головой по сторонам и не ищет этого предателя в других в этот день моя совесть, заставляет повторять слова апостолов: не я ли, Господи? Потому что дел своих мало исправляю, потому что сердце моё чище не становится, потому что и делами и словами совершаю то, что навряд ли прославит имя Христово, потому что всё ещё не могу простить или злюсь, потому что всё ещё не люблю, всё ещё не молюсь, все еще не взял себя в руки. Не я ли, Господи?

Сейчас каждый из нас с дерзновением подойдет к Чаше Христовой. И не с осознанием того, что мы достойны этого Причащения, и не с осознанием того, что это Причащение каждого из нас сделает достойными общения с Ним, а подойдём только лишь с одним вопросом: не я ли, Господи?

И чтобы услышать добрый ответ Христов, подходя с этим вопросом: «не я ли, Господи?», подойдём ещё и с залогом обещания: «дай мне, Господи, ещё одной надежды, дай мне ещё одного дыхания, подари мне ещё один день моей жизни, ещё одно мгновение моей жизни, и я принесу Тебе свою любовь, и я попрошу прощения у тех, с кем ещё не примирился, и я примирюсь с теми, с кем во вражде, и я изменю себя по отношению к другим, и я попрошу прощения». Не я ли, Господи?

Залог божественного Причащения, который сегодня мы вкушаем – это крестная смерть Господа и Спасителя Христа. И мы, входя в эти таинственные дни Великого Четверга и Великой Пятницы, воспоминания крестной смерти и Великой Субботы – трепетного ожидания Победы, входя в это пространство особых дней, давайте останемся наедине со своей совестью.

Давайте этот вопрос многократно будем эти дни повторять себе и к Богу: «не я ли, Господи, виноват во всех своих бедах? Не я ли, Господи, виноват во всех своих слезах и болях? Не я ли, Господи, не научился дружить, и поэтому теряю друзей? Не я ли, Господи, не научился любить, и поэтому меня мало кто любит? Не я ли, Господи, не научился молиться, и поэтому мало кто и меня в молитвах поминает? Не я ли, Господи, не научился смирению, и поэтому рядом со мною люди, которые не знают смирения? Не я ли, Господи, не научился терпению, и поэтому нетерпелив ко всему? Не я ли, Господи, не научился верить и поэтому так страдаю своей слабой веры? Не я ли, Господи?

Но Ты, Боже, всё знающий, всё ведающий, Ты, Господи, всё видящий, как некогда и сказал апостол Пётр, который, тоже испугавшись, убежал, предал, но потом покаялся, и он из глубины всего своего существа говорил на вопрос Христа: «любишь ли ты Меня?», отвечая: Ты знаешь, Господи, как я люблю Тебя. Не я ли, Господи, предавал Тебя? Но Ты, Господи, знаешь, как теперь я люблю Тебя, как теперь я сожалею и каюсь, как теперь я хочу быть с Тобою, как теперь мне без Тебя не быть.

Не я ли, Господи? Поверь мне ещё раз и допусти коснуться и вкусить Тебя, Божественную Пищу и манну для моей совести и для моей души, и в этом Причащении прими моё целование не как Иуды, но как разбойника, который говорит Тебе: помяни меня, Господи, когда придёшь во Царствии Своем. Аминь.

21 апреля 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1502