О предательстве

23.04.2022
Просмотры: 1809

«Сегодня Христос и к Иуде, и ко мне подходит со словами: «друг, зачем ты пришёл?», и самое время в эти дни Страстной седмицы на грани своего последнего шага опомниться и сказать Ему: я пришёл, чтобы просить у Тебя прощения. И может быть решиться не предавать снова».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, мы все вместе с вами, всей Церковью вошли в пространство Страстной седмицы, в особенное время, которое нас с неимоверной силой притяжения зовёт к Пасхе. Но всякая сила притяжения вызывает и особые переживания, если так можно сказать, вызывает особые воспоминания своего человечества и переживания себя самих.

Во время стремительной Пасхи, к которой мы приближаемся, мы как никогда чувствуем всю тяжесть своей души и своей совести, всей своей жизни. И сегодня Церковь воспоминает событие, которое можно озвучить одним единственным словом, понятным для каждого из нас, и очень близким для каждого из нас. Это слово – предательство.

Иуда предаёт Христа Спасителя. Ученик предаёт Учителя. Человек предает Бога. Каждый из нас, наверное, в своей жизни переживал предательство, и знает, что за этим предательством стоит то, чему предают.

 Что значит предать? Это значит из рук друзей отдать в руки вражьи. Предать – это значит из света отдать во тьму, из правды отдать в неправду. Предать – это значит вместо руки подставить подножку. Предать – это значит вместо того, чтобы защитить – убежать и спрятаться. Предать – это значит оставить одного наедине со всеми испытаниями и вызовами.

Предательство начинается не сразу и происходит не вдруг. Оно мало-помалу, от маленькой неправды, от маленькой неискренности, от трусливости вырастает в большое предательство. Но что особенно поражает в эти дни? Когда мы говорим о предательстве, мы, вполне, можем олицетворить его с Иудой Искариотским. Именно он и является этим, если так можно сказать, совершенным образом предательства.

Но ведь через страх и испуг проходили многие. А разве апостол Пётр не сказал, что «я не знаю этого Человека»? А разве другие апостолы не разбежались в том Гефсиманском саду? А разве они не стали на одну сторону человека, который оказался слаб перед испытаниями? Но скажу больше для себя самого: а разве Христос кого-нибудь из них назвал своими предателями?

Вспомним, когда Иуда Искариотский придёт ко Христу в Гефсиманский сад и приведёт с собой тех, которые возьмут Его, Христа Спасителя и арестуют, как Христос обратился к Иуде тогда, помните? «Друг, зачем ты пришёл сюда?» (Мф 26:50).

Да и через это единственное слово Христа, обращённое к Иуде Искариотскому, к предателю, можно откровенным для себя, очевидным образом обратиться внутрь своей совести. И именно сегодня, в день предательства Иуды, задаться вопросом: а кто же предатель в моей жизни?

И может быть, набраться смелости и сказать, что этим предателем бываю и я. Мы же чаще всего других видим предателями. Кстати сказать, в наше нынешнее время это стало особенной бравадой – найти предателей. Ну, а своих обетов крещения я не предавал? Своих обещаний Богу я не предавал? Своих обещаний друзьям, которых обнимал и говорил: что угодно случится в вашей жизни, никогда тебя не оставлю? Где сейчас эти друзья? Где сейчас я? Я не предавал этих обещаний?

А на больничной койке, когда изо всех сил мы молились Богу и говорили: «Господи, я знаю за что, и поэтому больше никогда не совершу этого», а потом опять возвращался к прежнему – я не предавал? Не предавал ли я своих учителей, которые учили меня одному, а я делал другое? Не предавал ли я своих родителей, которые показывали мне пример добрый, а я этим примером не назидался? Не предавал ли я тех, кто меня полюбил, кто со мной дружил, а я искал другого, других?

Сегодня Христос и к Иуде, и ко мне подходит со словами: «друг, зачем ты пришёл?», и самое время в эти дни Страстной седмицы на грани своего последнего шага опомниться и сказать Ему: я пришёл, чтобы просить у Тебя прощения. И может быть решиться не предавать снова.

И каждый раз, когда в моей совести, когда в моём внутреннем и окружающем меня мире появляются люди, которые ищут от меня действа, может быть, мне набраться мужества и сказать: не предам больше. Пойду лучше вместе с Тобой и на смерть, и на осуждение, пойду вместе с Тобой туда, куда пойдёшь Ты, Господи.

Сегодня мы вспоминаем предательство Иуды – не чтобы сказать Иуде: какой же ты злой ученик, а, чтобы задать себе вопрос: а какой я ученик? А вдруг между мной и Иудой окажется совсем небольшая разница, совсем небольшая. И что же тогда?

И тогда помнить, что в самое последнее мгновенье Христос спросит: «друг, друг, зачем ты пришёл?», и тогда в этот самый последний момент сказать: Господи, чтобы покаяться Тебе, прости меня: мои страхи и слабости, мои отчаяния и пустые мечты; прости, Господи, потому что я пришёл к Тебе, потому что без Тебя не могу, и теперь это понимаю и вместе с Тобой осуждаюсь, себя осуждаю. Ты, Господи, если на то будет Твоя благая воля, оправдай меня.

Сегодня день предательства. И знаете, честно, помолимся не только о тех, которые предали нас, отдав нас в руки отчаяния, помолимся о тех, которых предали мы, отдав их в руки отчаяния, тех, от которых мы отвернулись, тех, которых нам не хочется вспоминать, тех, от которых мы отказались, тех, общения с которыми мы испугались. Помолимся о тех, о ком мы не сказали хорошего слова, когда могли бы сказать, о тех, кому не подали руки, когда могли бы подать, о тех, за кого не заступились, хотя могли бы заступиться, но испугались и промолчали.

Сегодня день предательства не только их, других, но и нашего. Господи, прости нас слабых, помилуй немощных. Прими, Господи, нас, потому что кроме как к Тебе, нам не к кому идти. Ты был предан, Господи, Иуду назвал другом, Господи, назови и меня Своим другом, и дай мне, Боже, ещё один день для моей жизни, чтобы стать Твоим другом. Аминь

20 апреля 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1809