«Чему тут радоваться? Мы смотрим вслед Ему, идущему умирать. Разве только тому радоваться, что Он это делает ради меня. Радоваться – то есть говорить: Господи, Ты мои грехи понёс на Себе. Радоваться – значит говорить: Господи, Ты мои слабости взял на плечи, поднял как свой Крест. Если уж и радоваться, то тому, что Ты, Господи, можешь избавить меня от этого. Радоваться – значит сказать Ему: «спасибо Тебе, Господи, за этот праздник». Праздник дороги, на которую встал Ты и пошёл Ты вместо меня, и дал мне жизнь».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вербное воскресенье, воспоминание Входа Господня в Иерусалим – благовестие, которое мы только что слышали, Евангелие, которое мы только что слышали, знакомо многим из нас.
Господь, сев на ослицу, Царь и Владыка, истинный Бог и Человек, едет в город Иерусалим на ослице, чтобы там принести Себя в жертву. Вот сейчас вместе с вами я слышал это Евангелие и задавался единственным вопросом: а если бы оказалась в моих руках самая большая власть, которая только может быть у человека?
Вот в руках у Бога вся человеческая жизнь. В Его руках сосредоточена жизнь всего человечества. В Его руках сосредоточена вся сила. Ему повинуются и небо, и земля, и все стихии, и все болезни, и все напасти, и все радости – Ему повинуется все. И как же этой Своей властью царя Он пользуется?
Сев на осленка, и зная, что впереди Его ждёт, Он всю эту силу обменивает на единственную Свою любовь к каждому человеку: не поражает болезнью, не отнимает жизни, не двигает горы, не открывает небесные хляби, не поливает с неба серой, не вычёркивает из человеческой жизни жизнь каждого из нас – смиренно, по-царски, смиренно по-Божески входит в человеческую жизнь. По-Божески.
Народ встречает Его и, и слыша о том, какое чудо Он совершил накануне – воскрешение Лазаря, идёт, чтобы посмотреть на Того, Кому и смерть повинуется, идёт посмотреть на Того, Кто эту смерть побеждает Своей любовью, побеждает тем, что занимает место рядом с этой смертью – моё – Собою. Идёт забрать эту смерть.
Сегодня самый печальный праздник во всём году. Печальный, потому что мы знаем, что Господь идет умирать и за тебя, и за меня. Мы знаем, что никуда этой смерти не деться. Он идёт отнять от нас то, чтобы эта смерть не поразила нас в вечности.
Он идёт отнять от нас вечную тьму, которую мы начинаем в своей временной жизни. Он идёт отнять от нас наши гнев и ярость, которые мы сеем в своей душе. Он идет отнять у нас нашу глупость и неблагодарность, в которой мы мечтательно живём, воображая себе своё глупое счастье, в котором нет Бога, а есть только мы сами. Он идёт отнять у нас напрасную и никчемную жизнь, чтобы все это погубить на Кресте и дать нам вечную жизнь. Он идёт отнять у нас время, чтобы дать нам вечность.
Цена этому – Его Крестная жертва. И знаете, смотришь на этого Великого Царя и Бога, удивительного светлого истинного Человека, смотришь на Него, и в трепете, и в восхищении, и в страхе, и в надежде говоришь: благословен Грядущий во имя Господне, Ты Царь и Отец, Владыка и Создатель идешь умирать ради меня.
Чему тут радоваться? Мы смотрим вслед Ему, идущему умирать. Разве только тому радоваться, что Он это делает ради меня. Радоваться – то есть говорить: Господи, Ты мои грехи понёс на Себе. Радоваться – значит говорить: Господи, Ты мои слабости взял на плечи, поднял как свой Крест. Если уж и радоваться, то тому, что Ты, Господи, можешь избавить меня от этого. Радоваться – значит сказать Ему: «спасибо Тебе, Господи, за этот праздник». Праздник дороги, на которую встал Ты и пошёл Ты вместо меня, и дал мне жизнь.
Мы знаем, что Господь поднимется на Крест. Мы знаем, что со Креста Его положат во гроб. Мы знаем, что из гроба Он выйдет. Мы знаем, что Бог победит. Мы знаем, что свет никогда не может быть объят тьмой. Мы знаем, что Он нас любит.
А знает ли Он, что и я Его люблю? А знает ли Он, что и я стараюсь, чтобы света было больше? А знает ли Он, что я уже сумел простить? А знает ли Он, что я смог наконец преодолеть в жизни то, что никак не мог, боялся, не хватало сил? А знает ли Он, что я люблю Его?
Вот Он смотрит с этого Своего осленка на каждого из нас и идет умирать за нас. Молчит и смотрит в сердце, в душу, в совесть каждого из нас. И на этот взгляд любящего Отца, истинного Бога, настоящего Друга я могу ответить только то, что отвечали наши предки: благословен Грядущий во имя Господне. Осанна в вышних. Пойди Господи, победи эту смерть. Пойди, Господи, верни всем нам победу. Пойди, Господи, и мы за Тобою, как и Ты, со смирением и надеждой, с верностью и преданностью, как и Ты, Господи, за Тобой следом даже до Креста, даже до гроба. Но знаем, Господи, там, на этой черте смерти нас не одолеть, ибо Спасова смерть победила её.
И ещё: в наше время многого шума и тревог, в наше время, когда вокруг столько звуков, крика, плача, лязга танков, взрывов снарядов, в наше время, когда стонут старики и пугаются дети, в наше время, когда некоторые теряют надежду, попросимся ко Христу на Его ослик и поучимся у Него смирению и тишине, поучимся у Него вере и смелости, поучимся у Него святости и честности, преданности, поучимся у Него быть настоящим человеком.
И как будто бы рядом с Ним на Его ослике, обхватив Его, как отца, скажем: благословен Грядущий во имя Господне. Аминь