О причине промедления Бога

18.04.2022
Просмотры: 1757

«Чтобы Бог действовал в тебе, Его не нужно звать, Его нужно исповедовать. Любовь нельзя требовать. На любовь можно ответить любовью. Дружбу нельзя требовать. Чтобы она была, на неё нужно ответить дружбой».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с радостью сердца, с вдохновением, потому что сегодня день особого торжества, поздравляю всех вас с воспоминанием воскрешения Господом и Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святого праведного Лазаря Четверодневного.

Поздравляю всех нас, жителей города-курорта Пятигорска, с престольным праздником храма, который освящён в честь этого славного события – торжества дружбы и жизни.

Сегодня, когда мы накануне Вербного воскресенья и Страстной седмицы, вводящей нас в таинство бесконечной любви Божией – Светлой Пасхи Христовой, вспоминаем воскрешение Лазаря, то свою совесть открываем перед Священным Евангелием, которое свидетельствует нам об этом событии, когда Господь пришёл к Своему другу, чтобы вернуть его к жизни.

И мне сегодня хотелось бы с особенным удивлением вспомнить диалог, который произошёл между Христом и сестрой Лазаря Марфой, которая, упрекая Христа, говорит: если был бы Ты здесь, то этого бы не произошло, но и сейчас верим, что Господь милосердный всё сотворит по Твоей просьбе. Наше упование на Бога ведь не только в нашем собственном присутствии рядом с Ним.

По-другому скажу. Сила упования на Бога не только в том, что Он действует в нас, когда присутствует рядом с нами. Сила упования на Бога не в том, что любое чудо, которое мы ожидаем, может произойти только тогда, когда вместе с Марфой можно было бы сказать «если бы Ты был здесь». Чудо упования на Бога происходит тогда, когда Марфа от всего человечества говорит Христу: «но знаю, что Тебе возможно всё».

Бывают в нашей жизни события, когда мы так ждём участия Божиего, что, если вот в это мгновение и в этом месте оно не произойдёт, нам кажется, что всё навсегда покроется мраком и ужасом. Иногда мы требуем этого чуда присутствия Божиего здесь и сейчас. И тогда задаешься единственным вопросом: ну, а если ты по-настоящему любишь Бога, разве ты не будешь Его любить не здесь и не сейчас?

Для некоторых людей точка «здесь и сейчас» стала немалым преткновением, когда они говорят, что «вот тогда, когда я просил, Бог не был со мной здесь и сейчас». И глубоко ошибаются. Ибо Бог иногда переносит время Своего действа, ибо Бог иногда как бы медлит в Своём действии не для того, чтобы не быть здесь и сейчас, но для того, чтобы испытать твою веру и укрепить её.

Иногда, когда мы стоим у постели умирающего человека, мы с криком говорим: оставь нам его, Господи. Но закрываются глаза этого человека, и он уходит. И тогда человек мог бы сказать: вот не услышал мою молитву Тот, Которого я просил. Но проходит некоторое время, и этот же человек свидетельствует: как хорошо, что ты этого не видишь и не слышишь. Не потому хорошо, что тебя нет здесь. Но понимает, что всему приходит своё время и свои сроки. И Бог не отнимает что-либо от нас, но всё сохраняет для Себя.

Мы так и говорим иногда: не знаю, что для тебя было бы мучительней, жить сейчас или не перестать болеть тогда. Бог никогда не лишает. Он Своё сохраняет Себе. И берёт это Своё в то самое лучшее время, в которое душа человека созрела. Так и Марфа говорит: «был бы Ты здесь, он не умер». Но тут же продолжает свидетельствовать о своей любви: «но знаю, что всё возможно Тебе».

И когда Христос ей отвечает: «не бойся, он воскреснет»; она с верой говорит: «знаю в воскресение из мёртвых». И тогда Христос ей открывает тайну Своей дружбы Бога к человеку: Я есть воскресение из мёртвых, - и выводит Лазаря из гроба, и воскрешает его.

Упование на Бога, живая надежда на Него делает человека по-настоящему счастливым, потому что тогда он смотрит на жизнь не измерением человеческих быстро проходящих лет, а смотрит на жизнь глазами вечности. Если ты смотришь на всё происходящее глазами вечности, не «здесь и сейчас», не «хочу и требую», а верю и люблю – ты никогда не расстанешься с тем, кого любишь и никогда не потеряешь этой любви, ты никогда не утратишь дружбы, ты никогда не утратишь счастья общения с этим человеком.

Как только у черты воли Божией человек смиряет своё человечество, не ломает его, не отказывается от своего человечества, а смиряет, то есть наполняет его верой в Бога, тогда это человечество начинает торжествовать. И мы видим это в Лазаре. Как только его сёстры, смирившись перед волей Божией, исповедовали свою надежду на Него и любовь к Нему, тогда Господь и действует.

В самые страшные минуты нашего отчаяния, в самые страшные моменты нашей жизни, в самые тёмные и непроглядные события нашей жизни, как только мы вслед за сестрой Лазаря говорим: Ты, Господи, жизнь и воскресение, тогда эта жизнь и воскресение начинает торжествовать в нас.

Чтобы Бог действовал в тебе, Его не нужно звать, Его нужно исповедовать. Любовь нельзя требовать. На любовь можно ответить любовью. Дружбу нельзя требовать. Чтобы она была, на неё нужно ответить дружбой.

Так и сёстры, ответив на дружбу Христа своей дружбой, и на Его любовь своей любовью, в свой дом возвращают своего брата. Господь через воскрешение Лазаря показал нам и нашу участь – Он идёт, чтобы каждого из нас сделать живым: и умерших воздвигнуть, и воскресить из мертвых.

Но когда это произойдёт, что мы скажем Ему? «Ты нам нужен был тогда» или «я любил Тебя всегда». «Я хотел, чтобы Ты меня услышал только тогда» или скажем Ему: «я знаю, что Ты слышишь меня всегда». Скажем Ему: «я любил Тебя только тогда» или исповедуем Его и скажем: «я люблю Тебя всегда, сколько знаю Тебя, с того самого времени, как о Тебе мне сказал мой друг или моя мама, или мой духовный наставник».

Чудо воскрешения Лазаря – это чудо победившей надежды, твёрдого упования на Бога, которого невозможно требовать, которого возможно только любить, которого невозможно привести, которого можно только ждать, которому не нужно кричать, ибо Он всегда рядом и всегда слышит наши молитвы.

Но иногда медлит в исполнении их, чтобы явить Свою благую, лучшую, полезную и спасительную для каждого из нас волю. Вместе с сестрой Лазаря сегодня скажем Христу, Другу, Богу: знаем, Господи, воскреснем во всеобщее воскресение, и верим, Господи – Ты наше воскресение и свет. Аминь.

16 апреля 2022 года. храм праведного Лазаря Четверодневного города Пятигорска

1757