О пределе терпения Божия

14.04.2022
Просмотры: 1327

«Удивительна, безгранична, не требовательна, долготерпелива и свободна любовь Божия к каждому из нас. Он хотя и говорит: «род неверный», - говоря правду о моей вере, которая не имеет дел, однако же всегда совершает дело Своей любви».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я вместе с вами сейчас слушал Евангелие, хотя и читал его перед Божественной литургией, чтобы, осмысленно слыша Евангелие, открыть перед ним своё сердце и свою совесть.

Всегда бывает так, когда читаешь Священное Евангелие, что какое-то особое слово становится настолько живым и одновременно болезненным, настолько врезается в память, вскрывая тебя самого, и это слово – действие, несомненно, благодати Божией, которое направлено только на одно – слово слышат свои. И если Бог даёт силу слышать слово, значит – доверяет, любит.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим повествование о том, как один человек приводит ко Христу своего сына, одержимого нечистым духом, и говорит Ему, что приводил к Твоим ученикам, но они ничего не могли сделать. И в это же время, когда всё это говорит, этот несчастный ребёнок начинает биться в припадке одержимости.

 Христос, отвечая на всё это, задаёт вопрос к тем, кто смотрит на Него, слушает Его, вопрос, который становится ужасом: о, род неверный, до каких пор Я буду с вами, до каких пор Я буду терпеть вас. Думаю, горечь этих слов, застывшую боль в этих словах каждый из нас вполне мог бы почувствовать, когда слышал эти слова от близкого и дорогого человека: до каких пор я буду с тобой, до каких пор я буду терпеть тебя, неверный.

Наверное, когда эти слова мы слышали от близкого человека, они с особой болью пронзали всё наше естество, болью, что кажется, что за этими словами больше ничего нет, что это точка. Что это точка. Всё. До каких пор буду терпеть вас?!

Каждый из нас эти слова для себя обозначил бы как последние слова – что больше уже ничего не вернуть, не повторится, с этого момента мы не встречаемся, а расходимся, и дальше каждый идёт своей дорогой.

Может быть, этот отец несчастного ребёнка подумал также, и может быть, он был готов забрать этого своего несчастного ребёнка и дальше продолжать жить со своей болью, болезнью ребёнка, укорами, что никто и ничего не может сделать, и помочь ему.

И может ему было бы так отчасти легче жить. Иногда так и бывает легче жить, опираясь на немощь других. Мол, ты не смог помочь. Как этот самый человек укоряет как бы и Христа: я приводил к Твоим ученикам, они ничего не могли сделать. Иногда легче так и жить с укором: виноваты другие, они ничего не сделали. И на это Христос отвечает: род неверный, до каких пор Я буду терпеть вас.

Но милосердие Божие удивительно всегда дышит жизнью даже тогда, когда, кажется, всё покрывается мглой. Христос обращается к этому человеку и, как бы не замечая боли ребёнка, глядя, как он, упав, корчится в этих судорогах пены, задаёт отцу вопрос: а как давно это с ним происходит?

И вопрос не в точном диагнозе, вопрос не в том, что Христос хотел бы уточнить, как долго этот человек мучается. Христос говорит ему: столько, сколько мучаешься ты, столько терплю и Я. И тогда отец отвечает, как это происходит, на что Господь прямо говорит ему: сколько можешь веровать, веруй, всё возможно верующему.

Отец, понимая смысл этих слов, как и сейчас собственная душа восклицает с обнаруженным присутствием Божием, что во всех моих невериях, во всех моих сомнениях, во всех моих ошибках, во всех моих недовериях Ему, Богу, Он всегда был и остаётся со мною.

Сколько можешь веровать, - говорит, - веруй. То есть Я тебя никогда не оставлял. Я никогда не закрывал глаза на твои слёзы. Я никогда не закрывал уши на твои молитвы даже тогда, когда из твоих уст звучала не молитва, а гнев, недовольство или даже хула. Я всегда тебя слышу и вижу. Сколько можешь веровать, веруй.

Этот человек восклицает – и это второе, что поражает в сегодняшнем Евангелии – «верую, Господи, помоги моему неверию». Христос исцеляет несчастного ребёнка и возвращает его целым и здравым отцу. А позже Своим ученикам на их вопрос: почему они не могли изгнать нечистого духа? - отвечает, что дух сей изгоняется только постом и молитвой.

Вернёмся к началу Евангелия. До каких пор Я буду терпеть вас? На этот вопрос мы знаем ответ – до Креста. До последнего. До тех пор, пока бьётся в груди наше сердце. До тех пор, пока в нас жива душа. До каких пор? Пока за вас не принесу Свою жертву.

Удивительна, безгранична, не требовательна, долготерпелива и свободна любовь Божия к каждому из нас. Он хотя и говорит: «род неверный», - говоря правду о моей вере, которая не имеет дел, однако же всегда совершает дело Своей любви.

Когда говорит нам: «род неверный», будит нашу совесть и говорит, что твоя вера – это не вдохновение каких-либо обстоятельств. Твоя вера – это дела, это дела. И когда отец со слезами говорит: «верую, Господи, помоги моему неверию», это он говорит потому, что всё ещё боится решиться на дело, хотя бы на пост и молитву. Ничего не даётся и не случается просто так. Всему предшествуют дела веры.

И когда отец говорит: «верую, помоги моему неверию», понимает, что предложить Ему свою веру он может только из дел, сказав: вот, Господи, моя вера, когда я простил; вот, Господи, моя вера, когда я помог; вот, Господи, моя вера, когда я пошёл дальше вместе; вот, Господи, моя вера, когда я не прошёл мимо, поднял и всё это, Господи, ради Тебя, не потому что мне это нужно было, а потому что этого желаешь Ты, Господи, а значит и я, потому что люблю тебя, и совершаю то, что Ты, как любящий, просишь меня, доверяешь мне, поручаешь мне.

Слёзы отца, как и всегда были отблеском в глазах Спасителя. Христос исцеляет этого ребёнка, исцеляет и его отца. Исцеляет от нерешительности, исцеляет от того, к чему он так привык, не замечая своей собственной вины и неверия, опираться на вину других, и этой виной оправдывать своё собственное бездействие. Бог и от этой вины исцеляет отца.

Сколько можешь веровать, - говорить ему, - веруй. И не только ему, говорит это сегодня каждому из нас. Сколько можешь веровать, веруй изо всех сил, изо всех последних оставшихся сил. Сколько можешь верить, веруй. И твоя вера никогда не будет посрамлена, потому что мы знаем, что, хотя и бываем неверны, мы знаем, что, хотя Он и терпит нас, но будет терпеть нас до самого Креста.

И ещё важное о чём хотел бы я сегодня сказать. Время коротко и быстро проходит. И только один Бог знает, когда мы свой крест поставим перед Ним, донеся его до своей могильной пристани. Только Он это знает. И глядя на свою сегодняшнюю жизнь, и глядя на нынешнее время, и на те дары и таланты, на те милости, которые Бог даровал мне сейчас, ответим Ему: Господи, верую, помоги моему неверию. Дай, Господи, мне найти Тебя и Тобою утешить своё сердце. Отними от меня, Господи, мою глупую мечтательность, отними от меня, Господи, убеждённость в вине других. Помоги, Господи, моему неверию, потерпи меня, Господи. Аминь.

3 апреля 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1327