О людях в наших сердцах

22.03.2022
Просмотры: 1970

«Если есть некто в моей жизни, и с нами нет Христа, то это будет не радость и не утешение, а тяжёлая неподъёмная ноша всей моей жизни. Однажды, чтобы от неё избавиться, нужно принести эту ношу ко Христу, как те самые друзья, души которых, как и наши с вами, Бог слышит и становится нашим общим другом».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

История, произошедшая в Капернауме, сегодня становится для каждого из нас собственной историей, правильнее сказать, могла бы стать для каждого из нас собственной историей.

Мы, в общем-то, для того и посещаем храм, для того и переступаем его порог, чтобы Евангелие стало частью нашей жизни. Мы для того открываем Евангелие, чтобы, открывая его, открылось наше сердце, и это слово было не только в буквах, в историях, а слово стало плотью, нашей плотью, нашими делами.

Четыре друга принесли ко Христу своего пятого, расслабленного. Поражаешься дружбе этих людей. Должно быть, у каждого из них, несомненно, своя жизнь и свои хлопоты и заботы. Но когда речь идёт о том, что нужно быть с кем-то рядом, они всегда находят время друг для друга – для своего расслабленного немощного друга. Они его носят на себе.

Евангелие рассказывает, как они пришли в Капернаум, в дом, где был Христос. Там было очень много людей, невозможно было пронести этого своего расслабленного друга через дверь, и тогда они решаются на совершенно безумный поступок – вскрывают крышу, прокапывают, и сверху спускают к ногам Спасителя своего друга. Сами оставаясь там на крыше, и только перед Ним опускают того, кого они носили на себе.

Я, когда слушал это Евангелие сейчас вместе с вами, и перед тем, как прийти сюда, на службу, читал его дома, то удивился, заглядывая в своё сердце: скольких многих людей носит моё сердце. Сколько много имён хранится в сердце. Сколько много имён хранится в моей душе и скольких я в себе ношу. Но вот задаюсь самым главным вопросом: а куда я их несу? Куда я иду сам и несу их?

В моей жизни тоже, наверное, как в жизни этих пятерых друзей бывали отчаянные шаги – как та прокопанная, разобранная крыша, когда ты готов на всё ради другого человека. Когда ты готов на всё, и под этим словом «всё» подразумевается даже всё то, что навряд ли кто-то другой сможет понять, только ты. Только вопрос: для чего ты готов на всё? Куда ты идёшь? Куда ты несёшь всех тех, кого носишь в своём сердце?

Очень часто долгие и долгие годы своей жизни в своём сердце мы носим многие имена, как немощного того друга, но эту немощь носим как непрощённую боль, непрощённую обиду, как собственное превосходство над другим человеком. Когда однажды говоришь себе, успокаивая: ну, я оказался сильней, моя правда победила, а тот или та – нет.

Скольких мы носим в своём сердце, продолжая с ними бесконечный заочный диалог, как с немощным человеком, и когда мы говорим себе: поступлю так или поступлю этак, и продолжаем носить в себе. Но не приносим к Богу.

Удивительное свойство нашей души – Бог дал ей силу и умение любить, дружить, даже тосковать, когда ты не видишь дорогого человека. Бог дал такие силы нашей душе, которая может вдохновляться и радоваться, памятуя другого человека, иногда печалиться и огорчаться. Но Бог дал самую главную и непреодолимую силу нашей души – Он её слышит всегда. Всегда слышит наши души.

Это то, что удивительным образом всегда Его связывает с нами, а нас всегда связывает с Ним. Когда эти друзья принесли своего друга расслабленного и спустили к ногам Иисусовым, они ничего с крыши Ему не кричали и не говорили: «помоги нашему другу», они не рассказывали Ему, как было тяжело им носить его, и как им было тяжело жить всем вместе, вот так ходить, что называется, нога в ногу, чтобы не уронить своего друга, ходить всем вместе, одной дорогой.

Они не говорили Ему: Господи, сколько мы пережили. Но Бог слышал их души, и поэтому сказал: по вере вашей прощаются вашему другу его грехи. Они не просто, что называется, носились с этим больным человеком. Они несли его к Богу через своё прощение, через своё сострадание, через свою жертву, через свою любовь они несли его к Богу. И тогда Христос, слыша удивление многих людей: кто Он, что и грехи прощает, задал вопрос: что легче простить грехи или сказать «встань и ходи». И чтобы вы знали, что Я имею такую власть, становится ещё одним, пятым другом для этого расслабленного.

И если тогда эти четверо носили его, то теперь Христос, как новый друг, поднимает его и говорит: встань и ходи. Друг выздоровел, а люди говорили: «никогда мы такого не видели». И эти слова вторые, которые так сегодня поразили мою собственную совесть – «никогда мы такого не видели».

Да, часто ли я вижу, когда Христос становится моим другом с теми, кого я ношу в своём сердце? Нередко те, кого я ношу в своем сердце, я ношу только для себя. Или по-другому скажу: просто ношусь с ними, и думаю, что помогаю, и думаю, что служу им, и думаю, что бываю полезен. Но если с нами не дружит Христос, и если я не приношу ко Христу те самые драгоценные для себя имена, нет никакой пользы ни в дружбе, ни в любви, ни в чём. Потому что сила той самой дружбы и любви только в Том, Кто её нам и подарил.

Если есть некто в моей жизни, и с нами нет Христа, то это будет не радость и не утешение, а тяжёлая неподъёмная ноша всей моей жизни. Однажды, чтобы от неё избавиться, нужно принести эту ношу ко Христу, как те самые друзья, души которых, как и наши с вами, Бог слышит и становится нашим общим другом.

И сейчас за Божественной литургией, как тогда те друзья на крыше, из глубины своего сердца помолимся о тех, для которых мы хотели бы, чтобы Бог стал другом.

Так и скажем: Господи, моей силы любви и дружбы уже не хватает, помоги, Господи, стань нашим другом. Так честно и скажем: Господи, всё то, что мне казалось дружбой и любовью, был лишь мой собственный эгоизм. Господи, Своё возьми в Свои руки, стань нашим другом в нашей семье, чтобы мы были все вместе. Господи, помоги, как некогда Ты помог расслабленному, проснуться и моей совести, и моей душе. Ты имеешь власть прощать грехи, прости нам, Господи.

И повели моей душе так же, как Ты тогда повелел расслабленному: «встань и ходи», и пусть моя душа перед Тобой, Господи, перед своим Отцом и Другом ходит ровно, верно и радостно. Господи, милостив буди ко всем нам. Аминь.

20 марта 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1970