О преодолении испытаний

15.03.2022
Просмотры: 1823

«И наше время – это время про людей. Какими в этих новых вызовах останемся мы с вами: каково будет наше внутреннее содержание, о чём в это время мы скажем, напишем, помолимся, что в это время будет основой нашей жизни? В те времена испытаний основой жизни оставались крепкие объятия матери и их молитвы, на которых и вырастало новое поколение – в молитвах и любви, в объятиях своих матерей».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестная матушка-игуменья Варвара, дорогие сёстры, дорогие воспитанницы нашей святой обители, дорогие братья и сёстры, паломники обители, всечестные отцы, сегодня, в эти дни Великого и спасительного поста мы имеем счастье вместе помолиться.

Мы имеем самую настоящую радость вместе причаститься Святых Христовых Тайн, радость, с которой ничто не может сравниться, радость, потому что в этом общении, в Евхаристии, мы находим самое главное, единственное, живое, никогда не перестающее утешение – Бога.

В наше время, которое мы с вами переживаем, которое станет неотъемлемой частью новейшей истории, я очень надеюсь, эту историю будут изучать наши дети, мы, вне всякого сомнения, переживаем с особенной силой не от того, что всё меняется вокруг, но от того, что эти изменения вокруг являются вызовом каждому из нас.

Когда мне мой дедушка рассказывал о времени войны, в которой он принимал участие, и защищал свою Родину, он каждый раз повторял о том, что, «дай, Бог, чтобы вам это не пришлось пережить». Но и, вместе с этим, он рассказывал не только о том, как со своими однополчанами защищал нашу землю, но ещё рассказывал о людях, с которыми встречался.

И наше время – это время про людей. Какими в этих новых вызовах останемся мы с вами: каково будет наше внутреннее содержание, о чём в это время мы скажем, напишем, помолимся, что в это время будет основой нашей жизни? В те времена испытаний основой жизни оставались крепкие объятия матери и их молитвы, на которых и вырастало новое поколение – в молитвах и любви, в объятиях своих матерей.

И в нынешнее время нам нельзя забывать о том, что к этому времени каждый из нас прилагает свои усилия. История запомнит не только те имена, которые звучат во всех информационных лентах. История в своём народном предании сохранит имена и тех, кто не боялся, не отчаивался, молился и сохранял свою веру.

Наверное, как никогда, в эту субботу первой недели Великого поста, когда мы вспоминаем Феодора Тирона, самое время вспомнить обстоятельства того времени, IV века, сравнив их с обстоятельствами времени нынешнего, XXI века. Кажется, нас разделяет громаднейшая временная пропасть. Но это не так. Церковь на протяжении всех этих столетий хранит память о Феодоре Тироне для того, чтобы памятью о нём назидать и сегодняшнее поколение.

Тогда Феодор Тирон в IV веке явился епископу Константинопольскому Евдоксию, которому сказал о том, чтобы он повелел своему народу, верующим людям, в тот день не брать на торжищах, на рынках, продукты, потому что злочестивый император, чтобы надсмеяться над верующими людьми, окропил их идоложертвенной кровью в первые дни Великого поста, думая, таким образом осквернить не только православных людей, но и не во что вменить их пост.

Феодор Тирон, который сам пострадал за Христа, явился епископу и сказал, чтобы тот призвал жителей города в этот день ничего не приобретать, возложить на себя пост или дома варить коливо, пшеницу с медом, и вкушать её, сохранять и свою телесную чистоту и сохранять чистоту своей собственной веры, потому что, зная о скверне, нужно отказаться от неё.

В наше время зло действует иначе. Если тогда скверной окропляли продукты, то сейчас скверной окропляют многие вещи, к которым мы иногда привычно прикасаемся. Скверной окропляют места, где мы общаемся. И сначала кажется – это место для единомышленников, а смотришь через некоторое время – там разжигаются всякие скандалы, ссоры, оскорбления, обвинения.

Создаётся место для того, чтобы люди могли рассказать о своей жизни или поделиться своими какими-то удивительными талантами с другими, и через некоторое время скверна входит туда и начинает отделять одних от других. И сегодня, как никогда, мы это видим в нашей жизни.

Мы видим, как эта скверна начинает отравлять сердца людей ненавистью к людям другой национальности, другого языка, своей веры. Эта скверна нападает на людей, которые не принимают обычаев греха или порока, для кого-то ставших нормой, а для нас остающихся грехом.

Мы видим, как современный гонитель Христов, который не имеет одного имени, а скрывается под разными именами, всё, что раньше могло служить нам благом, через прикосновение своё, делает злом.

Казалось бы, поменялись времена. Человек приобрёл большой опыт противодействия злу. Но и тогда, в IV веке, и сегодня XXI веке, мы видим, что зло изощряется на каждого из нас и не оставляет своей самой главной и важной цели – заполучить наши души. Как тогда, так и теперь, нас пугают. Как тогда, так и теперь – обманывают. Как тогда, так и теперь – замышляют злое.

Но вспомним, что тогда повелел великомученик Феодор Тирон – воздержись от всего того, что осталось для тебя не только потребностью, но что стало для тебя постоянной необходимостью: не ходи сегодня на торжище, не посещай сегодня те места, которые для тебя раньше казались безопасными, потому что в них кроется скверна.

Да, иногда легче пойти и приобрести хлеб, чем его испечь самому. Иногда легче поступать по сложившейся привычке, как мы обычно общаемся в разного рода современных средствах общения, чем самому добыть добрую и полезную и для ума, и для сердца мысль, вдохновение, откровение. Иногда легче довериться шуму за своим окном, чем вслушаться в тишину своего собственного сердца.

Прямо скажем, особенно теперь, в дни начавшегося поста, мы очень бываем расслаблены и без всякого усилия совершаем свою жизнь. А теперь, когда от нас требуется усилие поста, а теперь, когда от нас Господь ждёт усилия молитвы, воздержания, а теперь, когда и окружающий нас мир ждет от нас усилия нашей воли, нашей жизни, некоторые, отчаиваясь, раздражаются и унывают.

Феодор Тирон тогда епископу Константинополя сказал: позови свою паству сохранить своё единство, основой которого является воздержание, откажитесь от того, что было до этого принято в обычаях вашей жизни, потрудитесь немного, и Господь, сохраняя вас и вашу чистоту, сделает вас победителями над теми, кто хочет надсмехаться над вами.

И сегодня вполне уверенно можно сказать, что великомученик Феодор является и нашему православному народу и говорит тоже самое: воздержись от скверны, которая проникает в тебя через всевозможные настежь открытые окна, которым ты смело доверяешься, воздержись от этого. Воздержись от общения с теми, которых ты не знаешь и не видишь, общайся с теми, кого ты знаешь и кого ты любишь.

Особенно в эти дни, я видел многие переживания людей, которые так переживают о потере общения с большим миром, и спрашиваю их: ты видел глаза этого мира? ты с этим человеком лично общался? Нет. Именно сейчас очень важно дорожить глазами, в которые ты можешь посмотреть. Именно сейчас важно говорить с тем, с кем ты можешь говорить.

Как Феодор сказал: оставайтесь у себя в кельях, в домах, будьте вместе со своими родными и близкими, и сохраняйте силу своей веры в единстве общения друг с другом, не отдавайте себя базарному крику, не отдавайте себя продажному времени, будьте с теми, кто дороже всего вашей душе и вашему сердцу. И это сохранило православную общину города Константина, это сохранило ту Церковь, которая не поддалась усмешкам, которая не поддалась ненависти, которая не поддалась желанию разъединения от внешних.

Знаю и верю, что каждый из вас очень хорошо понимает, о чем сейчас мы с вами размышляем, и говорим мы о самом главном – что для нас сегодня является смыслом и сутью нашей веры – наше единство.

Оно такое, когда твоё плечо чувствует плечо того, кто стоит рядом. Наше единство – когда мы вместе осеняем себя крестным знамением и вместе причащаемся от Единой Чаши в пространстве храма. Наше единство – когда мы воспитываем наших детей. Наше единство – когда их учим мы с вами, а не злочестивый осквернитель, который своим злочестием преподает урок непослушания.

Сегодня память великомученика Феодора Тирона. И мы просим его, чтобы, как тогда, так и теперь, он был для каждого из нас искренним, живым и очень заботливым христианином, который бы говорил нам, как тогда епископу Константина града: не вкушай этой пищи, не бери того, к чему ты так привык, основу своей жизни, с легкостью откажись от этого, увидишь, ты больше для себя приобретешь и сохранишь свою свободу.

Святой великомучениче Феодоре, и тогда, и теперь, ты молишься о Церкви, к которой ты принадлежишь, помолись о нас Господу, чтобы Он помог всем нам преодолеть времена испытаний, скверн и неправд, чтобы Он помог каждому из нас сохранить в себе веру и надежду, чтобы наша чистота была в нашем единстве и в нашем послушании Матери-Церкви.

Тогда народ послушал своего епископа и был сохранен от скверны. Пусть и ныне так будет по молитвам святого великомученика Феодора Тирона. Его же молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

12 марта 2022 года. Георгиевский женский монастырь

 

1823