«Из рая Адам изгоняется своей собственной волей, к которой Бог прилагает Свою силу. Изгнанный не потому, что стал другим и не потому, что нарушил завет, а потому, что не захотел через своё собственное раскаяние вернуть всё к прежнему. Потому что нераскаявшийся – это тот, кто не верит в любовь Божию. Нераскаявшийся – это тот, кто отвергает её, сомневается в ней, не действует ей».
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Сегодня Церковь вспоминает Адамово изгнание. В Ветхом Завете мы читаем об этом трагическом событии для первого человека: согрешил и не нашёл в себе силы и мужество раскаяться, и потерял пресветлый рай. Само это словосочетание «Адамово изгнание» говорит о том, что кто-то изгнал Адама из пространства присутствия Божия.
Из рая Адам изгоняется своей собственной волей, к которой Бог прилагает Свою силу. Изгнанный не потому, что стал другим и не потому, что нарушил завет, а потому, что не захотел через своё собственное раскаяние вернуть всё к прежнему. Потому что нераскаявшийся – это тот, кто не верит в любовь Божию. Нераскаявшийся – это тот, кто отвергает её, сомневается в ней, не действует ей.
В нашей жизни было столько изгнаний, когда нас самих от чего-либо прогоняли через наши собственные поступки, и сколько было тех, которых мы из своей жизни изгнали своей нелюбовью, непрощением, трусостью, неверием. Представим себе то состояние, в котором тогда был Адам там, на краю рая, видя, как ангел закрывает дверь в этот сад Божий, там, на краю рая, видя, как навсегда меняется его жизнь. Какое было состояние его, находясь вместе с Евой, на пороге иной человеческой жизни?
И всю свою жизнь Адам будет возвращаться в рай. И всю свою жизнь он будет слышать слова Создателя, которые после грехопадения громко для его совести говорил Адаму, звал его: Адам, где ты? И в этих самых словах горечью Божественного Создателя, потерявшего Своё создание, человека, и ищущего его: «Адам, где ты?», в этом голосе, и в этом сочетании слов навсегда в совести Адама и нас, его детей, запечалится это слово Бога, ищущего человека – Бог ищет каждого из нас.
Сегодня, в день Прощеного воскресенья, мы вспоминаем событие, силой которого наполнена наша собственная жизнь – изгнанники – через своё не раскаяние, гордость, нелюбовь, глупость, трусость. Изгнанники, которые становятся таковыми, если не верят в Божественную любовь, если не верят в Его прощение. А не верят в Его прощение тогда, когда сами не прощают.
Об этом и сегодняшнее Священное Писание, в котором апостол Матфей повторяет слова Христа Спасителя: если кто из вас простит, и вам Отец Небесный простит, а если не простите, и вам Отец Небесный не простит. Прощение – это свойство любви, это сила надежды. Прощение – это действо веры.
Вспоминая Адамово изгнание, помолимся изо всех сил своей совести, изо всех сил своей веры Тому, Кто зовёт нас к Себе: «Адам, где ты?» Кем ты стал? В кого ты превратился? На кого ты похож? Где ты? Где ты потерял свою свободу? Где ты потерял свою чистоту? Где ты потерял свою волю? Адам, где ты?
Вот я, Господи, прости меня. Вот я, Господи, и прости тех, которые должники мне. Вот я, Господи, прости меня за мою, Тобой подаренную, но мной потерянную и свободу, да и саму жизнь. Вот я, Господи, и всё, что теперь могу на краю рая – это плакать, как Адам. Увы мне, Боже. И всё, что может приблизить меня к раю – это простить. Помоги мне, Боже, простить и подари мне, Боже, Твоё прощение. Аминь.