О жизни ради Христа

02.03.2022
Просмотры: 1998

«Пусть каждый из нас даст посильное обещание: ради Христа перестать унывать и принять свою болезнь или обстоятельства своей жизни как дар Божий и благодарить за него. Потому что есть за что нас и посетить, и наказать. Но ради Христа принимаю это наказание и не ропщу».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я поздравляю всех вас с днём памяти священномученика Харалампия, в память о котором построен этот храм, в стенах которого все мы сегодня собрались и молились, многие из нас причастились Святых Христовых Тайн. Каждый раз, когда вместе с вами я с радостью прихожу в этот храм, конечно же, вспоминаю жизнь святого Харалампия. Она поучительна.

И хотя мы вспоминаем эту жизнь, его подвиг из года в год, каждый раз мы находим для себя то, что могло бы стать примером для нас. О жизни Харалампия до его исповедничества было известно мало. Он не был женат, был епископом. А родился спустя 100 лет после Христа Спасителя. О той его жизни описаний совсем не сохранилось, но к своему солидному возрасту, в котором пришлось ему испытать немало скорбей ради Христа, он дошёл с любовью народной. Должно быть, вся жизнь его была наполнена простым служением.

Он был человеком, о котором в сегодняшнем Евангелии у апостола и евангелиста Луки мы читали, что «ты должен быть всегда готов дать ответ о своей вере». Что же это за ответ? Как ты веришь? Как веришь, так и живёшь. Дать ответ о вере – это жить такой жизнью, чтобы эта жизнь была в радость другим, а не в тяжесть. Чтобы утром соседи, когда тебя видели, не отворачивали своего лица, а первые старались бы с тобой поздороваться. Дать ответ о вере – это жить так, когда ты приходишь в магазин или на рынок, и каждый старается тебе ответить такой же улыбкой, которой отвечаешь ты, потому что в твоей жизни есть Христос, который заповедал тебе «как хотите, чтобы к вам относились, так и вы относитесь к другим».

Дать ответ о своём уповании, - по слову апостола – это значит жить так, чтобы ни от кого не убегать, не скрываться, никого не стыдиться, не перебегать дорогу на другую сторону, когда ты видишь того человека, с кем, может, как ты думаешь, не хотел бы видеться из-за своих ложных страхов, стыда или чего-либо еще.

Харалампий жил именно так: он не бегал от людей. Он смело смотрел в глаза каждому человеку. Он не стыдился сказанных им слов, поступков по отношению к другим людям, потому что, если просили у него помощи, он сколько мог, помогал; если кто-то плакал, он плакал вместе с этим человеком; если кому-то было очень тяжело, и кого-то предали, или кого-то обидели, он сколько мог был рядом с этим человеком. Люди полюбили Харалампия. О его вере, о его удивительных способностях к молитве, а к нему ходили люди, чтобы попросить молитв такого удивительного честного и сильного человека, и знали о чём попросит Харалампий, Бог даст.

Узнал наместник императора, который привёл 113-летнего старца, чтобы испытывать его о вере. Он испугался, этот молодой наместник Лукиан, старца, потому что в старце было столько силы, сколько не было силы сосредоточено в руках наместника императора. А в чём же была его сила? Его люди любили, не потому что старец мог решить какие-то их экономические или политические вопросы, а потому что он сам был хорошим человеком. Лукиан сначала лестью и хитростью, а потом под угрозой разных пыток склонял Харалампия принести жертву языческим богам. Всегда человек страстный, человек трусливый, человек двуличный боится света, как света боятся крысы, как света боится тьма.

Почему с такой ненавистью напали на Харалампия, человека, который не призывал менять власть или сам не стремился стать главой местности какой-либо? За что же так ненавидели Харалампия или боялись его те, кто имел тогда светскую власть? Они боялись его за то, что его любили люди. Они знали свою кривую совесть и думали, что он людей поведёт на какие-либо восстания или недобрые поступки, потому что они бы поступили так. Они бы этого хотели. Зная свою кривую, худую, погибшую совесть, смердящую разными страстями и грехами, они боялись Харалампия, как зима боится весны.

Харалампий твёрдо переносил все испытания. Мне даже трудно представить себе, когда читаю житие Харалампия, как его мучили, как его истязали. Ветхий годами старик, 113 лет. Одна только старость, в которой ещё теплится жизнь, должна вызывать такое уважение и трепет. Но его отдают на страшные истязания, и Харалампий никого не проклинает, ни на кого не обижается, молится за тех, кто бьёт его. Даже те, которые бьют его, уязвляются болезнью, он их исцеляет. Одним словом, всё, что происходит, трудно объяснить.

Тогда Харалампия ведут к императору, который узнаёт о стойкости этого старца. Император продолжает истязания, и в конце концов, однажды в гневе запускает стрелу в небо с криками: ну, что, Бог, заступись за Своего мученика. Харалампий был усечен мечом. Он был казнён не за то, что поднял какой-то мятеж, не за то, что кого-то обманул или обокрал, не за то, что кого-то убил, а всего лишь за то, что был верен Богу, любви к Нему и любви к людям.

Его смерть стала потрясением для его современников. Многие люди, которые испытывали свою жизнь, говорили: вот она настоящая вера, человек ради своей веры испытал такие мучения и страдания, он столько перенёс ради веры во Христа, должно быть его Бог сильный.

И когда я читал житие Харалампия, и когда сейчас пересказываю его вам, и размышляю вместе с вами о его жизни, задаюсь простым вопросом: а какие ради Христа испытания смог перенести я? Вот ради Христа смог ли я перенести чью-нибудь хулу или неправду? А ради Христа смог ли я заступиться за другого человека? А ради Христа смог ли я помочь обиженному, человеку, которого оклеветали, имя которого пронесли как зло? А ради Христа смог ли я замолчать, когда вокруг говорили об этом человеке, смог ли я закрыть им уста и сказать: «Что вы говорите о нём? Знаете ли вы это? Слышали? Что ты слышал? Или ты это видел? Или ты это знаешь? Что ты поносишь другого человека?».

А ради Христа смог ли я помочь человеку, который попал в несчастье? Да, когда-то он был богат, да, когда-то всё у него было, но сейчас ничего не стало: болезнь ли, или какие-либо другие обстоятельства, всё у него отобрали? Ради Христа смог ли я сказать: «да, тебе сейчас так нужно, на, возьми, не ради моего имени, а ради Христа»? Ради Христа смог ли я на суде примириться с кем-нибудь? Или до последнего сужусь, пока не высужу последней вилки и ложки чей-то? Ради Христа смог ли я сказать соседу: «прощаю тебя» или до сих пор на всех углах и перекрестках имя соседа проклинаю? Ради Христа смог ли я простить кого-нибудь или у меня список непрощённых намного больше, чем список кого я люблю? Ради Христа что я смог сделать в своей жизни? И это вопрос не в пустоту, это вопрос в глубину моей совести, в глубину моей души.

Посмотри на Харалампия – ради Христа он обидчиков прощал, тех, кто гнал его, молился о них, благословлял, исцелял от болезни тех, кто бил его и был поражен Богом, исцелял от болезни. Ради Христа ни на кого не обижался, никому не мстил. И когда перед смертью, перед занесенным мечом он сказал: «Господи, ради имени Твоего, сделай людям, которые будут помнить обо мне, Своё благо» - разве это не удивительная милость, не удивительная искренняя любовь, разве это не настоящий человеческий поступок?

Он так и скончался с именем Христа. И теперь, когда кто-то поминает его память, Христос становится рядом с этим человеком. Поэтому так народ и полюбил Харалампия, потому что Господь исполнил его молитву. Но Христос становится рядом с таким человеком ещё и для того, чтобы мы стали как Харалампий – смогли бы и надеяться, и терпеть, и верить, и любить.

И сегодня, здесь, в храме Харалампия, пусть каждый из нас даст Богу хотя бы одно обещание: ради Христа кого-то простить сегодня, вот ради Христа с кем-то сегодня примириться, ради Христа перестать мстить, перестать обижаться.

Пусть каждый из нас даст посильное обещание: ради Христа перестать унывать и принять свою болезнь или обстоятельства своей жизни как дар Божий и благодарить за него. Потому что есть за что нас и посетить, и наказать. Но ради Христа принимаю это наказание и не ропщу.

Ради Христа может быть кто-то из нас скажет, наконец, доброе слово и встретит своего давнего соперника, и трусливо не перебежит на другую улицу, и не опустит глаза, и не сделает вид, что не знает, а поднимет глаза и скажет: «здравствуй», и назовёт по имени.

Может быть, кто-то из нас сейчас помолится об этом человеке здесь, в храме, чтобы потом честно сказать: «а я сегодня молился или молилась о тебе, и верю, Бог слышит молитву, я прошу у Него, чтобы Он помог нам преодолеть все наши распри, все наши ссоры, все наши непонимания».

Ради Христа, как и Харалампий жил, сделаем доброе в своей жизни, хотя бы малое, но настоящее. И тогда молитвы святого Харалампия всегда будут с нами и там, как просил святой Харлампий: «где будут поминать имя моё, пусть не будет ни болезней, ни злых поветрий, ни разлук, ни трагедий, пусть в этих семьях всегда будет Христос, мир, жизнь, как настоящее, подлинное и свободное воплощение веры, и надежды, и любви».

С праздником всех вас, дорогие мои! Благодарю всех за соборную молитву.

23 февраля 2022 года. храм священномученика Харалампия на хуторе Порт-Артур

 

1998