О премудрости молитвы

17.02.2022
Просмотры: 2687

«Наступающая неделя готовит нас к дням Великого и спасительного поста. И начинается она от премудрости и правила молитвы, в которой я не буду говорить, что я хуже или лучше, молитвы, в которой, может быть, я научусь наконец-таки этим жить и желать: «Господи, без Тебя мне никак», молитвы, в которой я говорю Ему: «Господи, без Тебя нет у меня и счастья. Без Тебя, Господи, нет у меня и надежды. Без Тебя, Господи, нет и смысла жизни. Без Тебя, Господи, мне не встать. Без Тебя, Господи, мне не измениться. Без Тебя, Господи, я сирота. Боже, милостив буди мне грешному».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы только что слышали притчу о мытаре и фарисее. Она многим из нас хорошо знакома. Обязательно, когда вернёмся домой, постарайтесь ещё раз эту притчу перечитать о том, как в храме молились фарисей и мытарь.

Может показаться, что для православного человека очень важно постоянно себя смирять, что очень важно себя в чём-то укорять, видеть свои бесконечные виновности во всём. Но это не так. Церковь зовёт каждого из нас всегда видеть в себе Бога живого, действующего. Церковь зовёт каждого из нас видеть в себе образ и подобие Божие, и прежде всего, его искать.

Не искать в себе изъяны и все бесконечные самоосуждения, и от этого как будто бы казаться себе лучше, нет. Церковь зовёт нас скучать по Богу, по Его правде, по общению с Ним. И сегодняшней притчей Церковь учит нас, когда это общение становится живым – в молитве.

А какой бывает молитва? Каким образом нужно поставить себя перед Богом в молитве, чтобы Бог услышал нас, чтобы мы стояли перед Ним, а Он встал перед нами? Вот фарисей и мытарь зашли в храм помолиться, как пишет апостол и евангелист Лука. Ну, фарисей рассказывает о своей жизни, а мытарь – о своей.

Всё было хорошо до тех пор, пока дело не коснулось самодовольства. Я не такой, как, ну, вот тот мытарь, - сказал фарисей Богу. Как только дело коснулось хвастовства о своей жизни, о своём отличии от других – вот здесь начинается трагедия, и не только в молитве, но и в нашей повседневной жизни.

Трагедия начинается тогда, когда мы начинаем сравнивать себя с другими. Помните, в начале я говорил, что мы всегда должны искать Бога, тосковать о Нём, и уж если себя с кем-то и сравнивать, и свою любовь, и свою дружбу, и свою честность, и свою смелость, и свои таланты, уж если с кем и сравнивать, так с Отцом, чтобы ещё больше желать общения с Ним. Но это происходит так редко и так нечасто.

Нам легче, чтобы своё малое пятно не заметить, разглядеть побольше пятен у тех, кто стоит рядом с нами. Нам легче, чтобы своё раздражение или своё недовольство, или свою неблагодарность как бы в себе не увидеть, увидеть всё это в других. Да, именно так неблагодарный чаще всего и говорит о том, как неблагодарны все вокруг. Нечестный чаще всего говорит о том, что все вокруг лгут. Скверный чаще всего говорит, что нет вокруг ничего и никого чистого. Так и бывает.

А если человек и начинает в себе видеть то, что отличает его от других, возносится, то это самое возношение есть ни что иное, как отрицание бытия Божия. Всякий, кто превозносится, смирен будет. Бог того смиряет не силой Своего гнева, а фактом Своего отсутствия в жизни этого человека, потому что всякое превозношение – это отрицание от Бога.

Мытарь ищет Его, ищет Бога. И в какой бы уголок своей жизни он не заглянул и в какие бы обстоятельства своей жизни он не заглянул, ища Его и сравнивая себя с Ним, он выбивает из себя всю свою пыль и грязь, все свои сомнения и камни обид, выбивает из себя все свои упрёки других, словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному» (Лк 18:13).  Вот стоит в храме и бьёт себя в грудь.

Когда человек смиряется перед Богом, Бог смиряется перед человеком и преклоняется к нему, к человеку Своей бесконечной любовью Отца. Когда я говорю: «Господи, милостив будь», и правду своих слов, и силу своей надежды, и силу своей любви к Богу дополняю своим искренним исповеданием «мне грешному» это означает, что «мне, Господи, без Тебя никак» не потому, что я хуже всех, не потому, что я самый плохой и самый скверный, самый запутавшийся, и так далее. Нет.

А потому что «Господи, мне без Тебя, ну, никак, никак». Милостив буди ко мне грешному. «К грешному» – это к тому, кто ищет Тебя. Знаете, как если бы по-другому сказать: Отец, найди меня одинокого, заблудившегося. «К грешному» – это к тому, кому никак без Тебя, Господи. И что мне дело до других? Как говорит апостол: встают ли, падают ли, едят ли, постятся или не постятся – перед своим Господином. Что мне дело до других? Я, Господи, Тебя ищу. Ты, Господи, найди меня.

Молитва мытаря и фарисея Богом была услышана. И как пишет евангелист, вспоминая эту притчу и слова Христа Спасителя, Господь говорит, что мытарь был оправдан больше, чем фарисей.

Фарисей-то, собственно говоря, когда хвалился о своих добродетелях, не врал. Только вот в этих всех добродетелях превозносился и видел только себя самого. И хотя Господь услышал его молитву, но оправдал его меньше, потому что тот и не искал никакого оправдания. Самохвальство, превозношение, гордость, а отсюда уничижение других, насмехательство над другими, всякие колкости и глупости по отношению к другим – всё это лишает человека присутствия Божия. А вот мытарь ушёл оправдан более, потому что он смог выбить из себя всё то, что мешало ему видеть правду Божию.

Наступающая неделя готовит нас к дням Великого и спасительного поста. И начинается она от премудрости и правила молитвы, в которой я не буду говорить, что я хуже или лучше, молитвы, в которой, может быть, я научусь наконец-таки этим жить и желать: «Господи, без Тебя мне никак», молитвы, в которой я говорю Ему: «Господи, без Тебя нет у меня и счастья. Без Тебя, Господи, нет у меня и надежды. Без Тебя, Господи, нет и смысла жизни. Без Тебя, Господи, мне не встать. Без Тебя, Господи, мне не измениться. Без Тебя, Господи, я сирота. Боже, милостив буди мне грешному». Аминь.

13 февраля 2022 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

2687