О поразительной любви

14.02.2022
Просмотры: 1883

«Мне надобно у тебя быть. Зачем? По единственной причине – любит Господь Своего человека, которого сотворил по образу и подобию Своему. И чтобы этот человек ни сделал, кем был ни стал, даже если человеку этому самому на всех наплевать, от людей – даже до неба, Христос всё равно любит. Чтобы ты ни сделал, каким бы ты ни стал, как исковеркана не была бы твоя жизнь, Господь найдёт тебя в любой канаве, на любом дереве, в любом бункере, в любой траншее, окопе, на любой кровати в больнице, на любом поле, в любом доме – чтобы ты ни сделал и каким бы ты сейчас не был, Христос ищет тебя».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы только что слышали воскресное Евангелие, повествующее о Закхее. Это Евангелие готовит нас к особым дням Великого и спасительного поста. Начиная с сегодняшнего воскресенья, и в последствии нескольких воскресных дней Церковь будет готовить нас к дням Великого поста, будет верно настраивать нас.

Как если бы мы собирались в далекую поездку, в новое место своей жизни, и прежде, чем оказаться там, мы говорили бы с самыми доверительными людьми о том, что это за место и что стоило бы взять с собою, как подготовиться к встрече с теми, кто там находится. Так и Церковь готовит нас к встрече с Голгофой, с гробом, с Воскресением – готовит нас к дням Великого и спасительного поста.

И вот сегодня мы слышим Евангелие о Закхее. Это был мытарь, который собирал подати, был человек, который в народе пользовался «особой репутацией» – так назовём отношение к нему. И, собственно говоря, более того, это был человек, которому, по большому счёту, было всё равно, что думают о нём люди. Он жил избранной самим собой жизнью, в которой он делал то, что совершал, в которой он чем-то себя оправдывал, чем-то себя вдохновлял, он был человеком интересующимся.

Вместе с этим, он был человеком жёстким, и сам об этом потом скажет, был человеком несправедливым. Но в своей парадигме жизни ему казалось, что он поступает правильно. Говоря об этом Закхее, об этом мытаре, можно с определенной уверенностью сказать, что вот это вот закхеевское есть, пожалуй, в каждом из нас.

Иногда нам так важно, что скажут другие, а иногда, когда мы откровенно совершаем неверный, неправильный поступок и не должно себя ведём, мы в оправдании себе говорим: «да всё равно». Иногда нам кажется, что совесть нас так жжёт, представляя нам все наши собственные недобрые деяния, лица обиженных нами людей, совесть жжет тогда, когда мы опускаем глаза перед другим человеком, которому нанесли боль. А иногда нам кажется «да пусть на себя посмотрят», «вон другие есть, я уж и не совсем плох». Иногда мы чем-то очень сильно увлекаемся и также быстро забываем о данных нами обещаниях.

Вот тот самый Закхей, который сегодня становится героем евангельского повествования, он, был таким же, или я такой же, как этот самый Закхей. Когда шёл Христос, Закхей, как человек интересующийся, очень быстро загорающийся каким-либо интересом, побежал вперед, залез на дерево, чтобы увидеть Христа Спасителя. Ему было всё равно, что о нём думают: посмеются над ним, над его поведением, улыбнутся в его сторону и скажут: «странный он».

Ему было всё равно, потому что любому Закхей мог ответить своей жестокостью, несправедливостью. Он мог любого наказать. Он был сборщиком податей. И если бы кто-то над ним начал сильно смеяться, впрочем, было бы всё равно, но, если бы это коснулось его самолюбия, он бы нашёл, как отомстить. Ну, ничего посмотрим, посмотрим, кто ещё будет смеяться последним. Может быть, это слова не только Закхея? Может быть, кого-то из нас?

Христос, проходя мимо Закхея, останавливается. Смотрит на него, как смотрит на каждого из нас. Господь никогда не проходит мимо кого бы то ни было. Иногда нам кажется, что нам всё равно до мнения других. Иногда мы так убеждены в этом, что «какая разница, кто и что, и как думает»; «я живу своей правдой, у меня она своя есть». Этой правды мне хватает, чтобы как будто бы чувствовать себя счастливым человеком. У меня есть свои тараканы в голове, вот их я и кормлю.

Христос останавливается около дерева, на котором сидит Закхей. И поражает Закхея сразу несколькими вещами: во-первых, называет его по имени. Закхей, - говорит, - спускайся, сегодня Мне нужно быть в твоём доме. Затем поражает Закхея, что Он, Христос, который среди народа почитается праведником, вдруг идёт в гости к тому, кто, мягко говоря, в народе пользуется очень слабым уважением, вообще не пользуются никакими уважением. Ну, и потом ещё поражает Закхея: Христос напрашивается в гости. Вот уж невиданная история. Так не принято.

Да, Христос всегда этим поражает каждого закхея, меня – Он всегда помнит моё имя. Он никогда не переспрашивает: «как тебя зовут?». Христос всегда напрашивается в гости в мою жизнь и говорит: «Мне нужно быть у тебя». Никогда Он не говорит: «твоя жизнь – это твоя, как хочешь так и поступай». Он всегда говорит: «где бы ты не жил, на какой бы окраине ты не жил, какой бы не была дорога к твоему дому, а может её и вовсе нет, Мне сегодня надобно у тебя быть, Я всегда буду готов прийти в твой дом, даже если ты его от всех закрыл, спрятал и никого в него не пускаешь».

Мне надобно у тебя быть. Зачем? По единственной причине – любит Господь Своего человека, которого сотворил по образу и подобию Своему. И чтобы этот человек ни сделал, кем был ни стал, даже если человеку этому самому на всех наплевать, от людей – даже до неба, Христос всё равно любит. Чтобы ты ни сделал, каким бы ты ни стал, как исковеркана не была бы твоя жизнь, Господь найдёт тебя в любой канаве, на любом дереве, в любом бункере, в любой траншее, окопе, на любой кровати в больнице, на любом поле, в любом доме – чтобы ты ни сделал и каким бы ты сейчас не был, Христос ищет тебя.

Когда Христос пришёл в дом к Закхею, удивлённому – ну, конечно, это вызвало ещё большее удивление у других людей. Ну, как это так, если бы Он был праведником, Он знал, к кому Он идёт. Ну, как это так? Разве в нашем городе мало достойных людей? Почему же Он выбрал вот этого нехорошего человека. Его судили за это, осуждали, не понимали.

Да, невозможно понять любовь Божию, которая дарится, даётся. Одно дело, когда ты выслуживаешься и никак не заслужишь. А другое дело, когда ты принимаешь этот дар и готов полностью поменять себя. Что и происходит с Закхеем. Там, во время обеда он встаёт и говорит Христу: «Господи, кого обидел, вчетверо возвращу, пол имения своего раздам». Закхей вдруг со всей очевидностью для себя понял, что божественная любовь, она, всегда открывает в человеке свободу, жертвенность.

Я раздам своё имение. Я буду служить другим. Кого обидел, тем вчетверо воздам. Значит помнил о тех, кого обидел. И вдруг правда Закхея стала не только его собственной, такой, о которой мы говорим: «ну, это моя жизнь, это моя правда, это мои условия, это мои правила». Вдруг у Закхея правилами его жизни стала вот это самая необъяснимая нелогичная несправедливая, с точки зрения человека, непонятная, тоже с точки зрения многих из нас, любовь Божия.

Да, - говорит Господь, - днесь спасение в этом доме. И спасение души бывает тогда, когда она высвобождается от самости, от влюблённости в себя, в свою жизнь, в свои правила, в свои ошибки, страсти. Когда душа освобождается от своих страхов прошлого. Вот когда она от этого освобождается и открывается перед призывом Божиим: «Мне нужно быть у тебя, пойдём к тебе», тогда душа, становясь свободной, делается новой, обновляется.

Сегодняшнее Евангелие – встреча Христа с Закхеем – это, как если бы каждый из нас, сейчас находясь на ветвях своих деревьев, фантазий, бункеров, страхов или окопов своих битв, вот сейчас находясь во всех своих жизненных обстоятельствах, мы бы увидели Христа и поверили Его голосу: «сегодня Мне надобно быть у тебя».

И поверив этому, как тот Закхей спрыгнул с дерева, вызывая множество усмешек, и нам избавиться от всех своих или фантазий, или воин, или страхов, и принять Того, Кто подарил жизнь. А чтобы порадовать Его – вернуть должникам, обидчикам, и послужить тем, кто нуждается в нашей дружбе, в нашей службе, в нашей любви. И тогда, и наша душа услышит глас Спасителя: «днесь спасение дому сему». Аминь.

6 февраля 2022 года. Пантелеимоновский храм города Кисловодска

1883