«Правда ведь, немного нужно мужества, чтобы просто остановить над кем-то суд. Иногда нам кажется, что кто нас пустит на высокие судебные заседания, как мы можем там в каких-то высоких палатах что-то сделать. Да, нам не в высоких палатах, а у соседского дома, да в подъезде, в автобусе, да в храме остановить бы суд. И от этого правды Божией, любви ко Христу, от этого благодарности к Богу, несомненно, станет больше».
Всечестные отцы, дорогие братья казаки, братья и сестры, с особой радостью сердца я вместе с вами разделяю сегодняшнее торжество нашей соборной молитвы в день памяти святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Думается, что от того, насколько это имя распространено в нашей России, в нашей Русской Церкви, кажется, что и сам святитель Николай вырос в каких-то краях, очень близких к нам.
А многим из нас через молитву к нему и через любовь к нему, кажется, что и вовсе он родился и вырос, и живёт в нашем городе. И это ощущение близости к этому удивительному святому основано на глубокой народной памяти об этом человеке и бесконечной любви к нему, которая является основанием желания подражания ему.
Жизнь святителя Николая приводит много удивительных примеров. Я хотел бы сегодня вспомнить один из них: когда злочестивый градоначальник незаслуженно осудил на казнь трёх мужей, и перед самой казнью святитель Николай остановил руку палача, который занёс над осужденными меч, дерзостно, смело и убедительно заступился за правду этих людей и отстоял их жизнь у градоначальника, доказав им, что они были осуждены совершенно напрасно, по ложному обвинению.
Когда я рассказываю эту историю, то кажется, что она относится к людям, которые нередко несправедливо судят, эта история относится к тем другим, о которых нередко мы тоже молимся и просим святителя Николая заступиться за несправедливо осуждённых. К сожалению, и таких немало в наше время.
Но я бы хотел призвать каждого из нас к решительности святителя Николая. Как часто рядом с нами происходит суд над другими людьми. Как часто кому-то заочно отсекают голову, осуждают, говорят об этом человеке разные вещи. Мы даже нередко и не знаем этого человека, и доказательств его вины, но как часто можно услышать разного рода пересуды и прочее. И как нередко, к большому сожалению, можно услышать слова: «ну, зря люди не скажут», «мол, говорят». Как часто мы верим этому суду и как редко мы останавливаем занесённую над другим человеком руку. Как редко мы останавливаем занесённую над другим человеком чью-то злую историю, пересуды, сплетни. Как редко мы говорим кому-либо: «остановись в своих злых словах; что ты судишь другого, разве ты судья?». С
вятитель Николай мужеством своей веры остановил жесточайшую несправедливую смерть безвинно осужденных и вызывает у нас восхищение, как заступник за тех людей, кто безвинно страдает. Но таким заступником мог бы быть любой из нас.
И вот сегодня, когда мы будем прикладываться к иконе святителя Николая, когда мы будем помазываться освященным елеем, вспомним имена тех людей, за которых мы не только не заступились, но более того, стали ещё и пособниками несправедливой казни языка, несправедливого слова, горького укора, отчаяния, клеветы или сплетен.
Сколько покатилось голов от того, что мы могли бы остановить этот несправедливый суд. Но иногда не хватает мужества, иногда кажется, «да, чтобы меня не судили, лучше промолчу»; «чтобы обо мне не подумали, лучше сделаю вид, что не слышу или так улыбнусь», или «сделаю такое выражение лица, как будто бы меня вовсе это не касается».
А ведь это чьё-то имя. А ведь это чья-то свобода. А ведь это чья-то надежда. А ведь это чья-то жизнь, чья-то судьба, которая может так быть изломана злой человеческой волей, неправедным судом, быстрым судом, несправедливым, ложным. Это один из малых эпизодов жизни святителя Николая, который пришёл мне на память, и мне захотелось поделиться с вами этим эпизодом и поразмышлять об этом.
Ведь сегодня, когда мы просим святителя Николая молить Бога о нас, мы просим не только о том, чтобы он помогал нам решать все наши проблемы, не только о том, чтобы он покровительствовал нам своей молитвой и любовью, мы ещё и молимся о том, чтобы нам хоть немного быть похожим на него в том, что мы могли бы сделать.
Если любим святителя Николая, вот теперь же, после нынешнего дня, когда услышим чей-то суд, вспомним об этом святом и о том, о чём сегодня размышляли, возьмём другого человека за руку и скажем: «останови свой острый меч языка, не спеши судить человека, не спеши казнить его своим упрёком, уверен ли ты что то, что ты говоришь, есть правда? И эта правда пойдёт на общую пользу».
Останови чью-то казнь над чьим-то именем, над чьим-то достоинством, чьей-то честью, на чьей-то семьёй, чьим-то ребёнком, мужем или женой, над чьим-то другом или подругой, останови эту казнь. И тогда святитель Николай, вне всякого сомнения, скажет: «вот его я слышу молитвы, потому что я вижу его ревностную жизнь и добрые поступки, когда правда Христова торжествует в делах каждодневной жизни».
Правда ведь, немного нужно мужества, чтобы просто остановить над кем-то суд. Иногда нам кажется, что кто нас пустит на высокие судебные заседания, как мы можем там в каких-то высоких палатах что-то сделать. Да, нам не в высоких палатах, а у соседского дома, да в подъезде, в автобусе, да в храме остановить бы суд. И от этого правды Божией, любви ко Христу, от этого благодарности к Богу, несомненно, станет больше.
Может быть, кто-то и не узнает, что мы заступились за этого человека. Но Бог знает всё. И однажды неправедный суд будет остановлен и над нами, и святитель Николай чьей-то рукой остановит меч, занесенный над нашей совестью, и даст возможность ещё пожить и принести своё покаяние, пожить и любить, пожить и попросить прощения.
Святителю отче Николае, моли милостивого Бога о всех нас. Аминь.
18 декабря 2021 года. Никольский храм города Минеральные Воды