О богатом урожае

14.12.2021
Просмотры: 1324

«Но как мы этим богатством воспользуемся? Будем ли мы продолжать говорить: «ах, бедный я, несчастный; ах, ничего-то у меня и нету». Будем ли мы продолжать вот это всё богатство вкладывать только в себя и жить им только для себя? Или на улыбку ответим улыбкой, на радость ответим радостью, чужие слёзы вытрем своей теплой рукой, чьё-то разбитое сердце постараемся утешить своей горячей молитвой».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы только что слушали Евангелие. Евангелие – это всегда прямой ответ Божий на вопросы нашей жизни. Я хотел бы вновь вернуться к чтению Евангелия, чтобы перечитать его на русском языке, сделать более понятными труднодоступные слова церковнославянского языка.

Вот что пишет апостол и евангелист Лука: «Сказал Господь притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». (Лк 12:16-21).

Событие, о котором рассказывает Господь в притче, я думаю, многим из нас может быть понятно. Вот случился большой урожай, приключилось самое настоящее чудо. Как сказал бы современный человек: в чём-то очень крупно повезло. Что же делать с этим неожиданным даром? С одной стороны, нередко каждый из нас, должно быть, допускает мысли: «вот бы иметь такую возможность, которая могла бы решить очень многие проблемы», «вот бы случись так, чтобы что-то оказалось в нашем распоряжении».

И вот Христос говорит: у человека случился богатый урожай, и размышляет он сам в себе «что мне делать с ним?». И это размышление имеет один очень глубокий и для нас очень важный корень – ведь ты до этого этим же довольствовался. Разве ты не знаешь, сколько тебе нужно для твоего пропитания, для твоей семьи. Ведь за минувшее время же ты знаешь, сколько на себя потратил, и всего тебе было достаточно. А теперь ты задаёшь вопрос: что же мне делать со всем этим урожаем?

Это означает, что очень часто, когда мы что-то вдруг приобретаем, мы перестаем видеть других. Самым главным вопросом в этом предложении было: «что мне?», «для себя». И тут же находит решение – разобрать старые житницы, построить новые большие, чтобы всё оставить мне, всё оставить себе: все свои таланты, всю свою жизнь, всё своё время, всё своё дыхание, все свои чувства оставить себе.

К большому горю, сегодня много среди нас становится таких, которые всё оставляют в себе. Время можно было бы посвятить другому человеку, но «Да что я? Нет! Как-то устал, может быть в другой раз». Время помолиться, посвятить его Богу, но «да, что-то не в этот день, наверное, может быть, в следующий раз». Время поста, но «да, столько и так в жизни разных обстоятельств, может быть, как-нибудь попроще». Время дружбы - «ну, мне сейчас не до этого человека, а вон как поступает со мной, помню, как со мной поступил». И на дружбу тоже сил не хватает. Время любви... Время верности… И тут же найдётся, чтобы всё это оставить себе самому: «мол, один раз живу», - скажет такой человек.

Бог каждый день даёт нам богатый урожай. Каждый день даёт нам нашу жизнь, даёт нам нашу свободу, даёт нам дыхание, даёт нам всё, что окружает нас, чем Он украсил этот мир для нас, даёт нам друзей, родных, близких, соседей. И отвечая на этот дар, так ведь часто мы произносим: ну, что мне делать с тем, что Он дал мне? оставлю это для себя.

В этой притче Господь говорит человеку: в ночь сию у тебя возьмут твою жизнь, кому ты всё это оставишь? И действительно, этот вопрос, кстати, кому всё достанется - очень часто тоже бывает частью нашей жизни. Кому же всё достанется? Мы, когда об этом говорим, то чаще всего размышляем о том, что стоит каких-то материальных благ: дом, машина, поле, комбайн.

Но кто-нибудь из нас задумывался над вопросом: а кому достанется моё имя, моя фамилия? И кто будет носить это имя с достоинством? А кто будет носить это имя с позором, о котором будут говорить: «этот такой, знаем его отца, который зимой снегом бы не поделился», «знаем его мать острую и горькую на язык, и не имеющую доброго сердца». Кому всё это достанется? Кому достанется наше доброе или недоброе имя? Кто возьмёт и понесёт его? Притча эта заканчивается словами: так поступают со всяким, кто не в Бога богатеет.

И напротив, сколько можно услышать радостных и вдохновляющих слов, когда встречают молодого человека и говорят: ты из чьей семьи? - Да, из такой-то. - А, это же твой дедушка школу нашу строил; это же твоя бабушка помогала построить храм; это же твой отец работал на скорой и стольких людей спасал, и днём, и ночью, не считался ни со временем, ни с чем. Это же они, имея дары и таланты, не для себя жили, а в Бога богатели.

И кажется, прожили обычную жизнь. Кто-то сказал бы: да, ничего в жизни особо-то и не имели, жили как все. А может быть и чуть хуже, одни горести да нужды. Но смотрите, их детей и внуков любят как наследников богатых. Вот что значит: в Бога богатеть уже сейчас, здесь, на земле. Уже сейчас, здесь, на земле иметь блага от Бога.

И случись что у такого человека, и если попросит помощи, то множество найдётся людей, которые скажут: этому человеку и помочь не жалко, потому что его двери дома всегда для всех открыты, он не строит себе новых житниц, и не живёт для себя, а всё, что имеет, всем делится: жизнью, любовью, верой, надеждой – всем, что имеет, служит другим. Он в Бога богатеет.

Сегодняшняя евангельская притча зовёт каждого из нас к важному и осознанному решению, и не к мечте о том, что когда-то мы разбогатеем, и вот тогда заживём. Разбогатеем мы и сегодня. Тот, кто приступит к Святым Тайнам и вкусит Тела и Крови Господней, разве не получит богатый урожай, которого не сеял и, навряд ли заслужил. Разбогатеем мы сегодня, когда получим здесь, в храме, утешение в покаянном плаче и прощение своим грехам, того, что не всегда заслуживаем, и часто не заслуживаем. Разбогатеем, потому что получим, как новое дыхание, ещё один день жизни.

Разбогатеет каждый из нас, потому что увидит сегодня родного, близкого человека, обнимет дорогого родителя, папу или маму, своего ребёнка или внука. Разбогатеет сегодня каждый из нас, потому что сделает вдох и выдох, и посмотрит на мир, который Бог создал для каждого из нас.

Но как мы этим богатством воспользуемся? Будем ли мы продолжать говорить: «ах, бедный я, несчастный; ах, ничего-то у меня и нету». Будем ли мы продолжать вот это всё богатство вкладывать только в себя и жить им только для себя?

Или на улыбку ответим улыбкой, на радость ответим радостью, чужие слёзы вытрем своей теплой рукой, чьё-то разбитое сердце постараемся утешить своей горячей молитвой.

Ведь чтобы быть человеком для другого, настоящим человеком, не нужно иметь что-либо в кармане, а нужно иметь сокровища сердца, в душе, и из этого сокровища, радуясь, служить Тому, Кто каждый день эту сокровищницу пополняет, каждый день в эту копилочку кладёт ещё один подаренный день жизни. А в нём – всё то, что мы видим вокруг себя.

Будем в Бога богатеть. Будем служить этим сокровищем не себе самим. И на вопрос: «что ж я сделаю сегодня?», как на вопрос того человека, на которого обрушилось это счастье «что мне сделать с этим урожаем?», так же, как и мне «что мне делать сегодня?», не буду говорить «проведу этот день беспечно», мол «ешь, пей, душа, веселись, на долгие годы у тебя сложено», не буду бездельничать, а воспользуюсь этим временем, чтобы пообщаться, помолиться, потрудиться, порадоваться. И тогда воистину богатство подлинное, имя которому Бог, всегда будет с нами.

И дай, Господи, нам сил в Тебя богатеть, Тобой богатеть и благодарить Тебя, Господи, за все Твои милости в каждом дне нашей жизни. Аминь.

5 декабря 2021 года. Михайловский храм станицы Исправной.

1324