О просвещении словом Божиим

14.11.2021
Просмотры: 1987

«И не просто открывай слово Божие, чтобы глазами пробегать слова, а вникай в это слово. По-другому скажу: дай этому слову действовать в твоей совести: как будто бы сейчас именно ты стоишь перед Христом, как будто бы именно тебя Христос взял за руку, как некогда единственного сына наинской вдовы, как будто бы тебе Христос сказал, как некогда Лазарю «выйди из гроба», как будто бы тебе Христос сказал, как некогда женщине, осужденной народом «иди, и Я прощаю тебя», как будто бы тебе сказал Христос «очистись», и ты очистился».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в этот день, молясь вместе с вами, мне хотелось бы кратко поразмышлять о словах Иосифа Исихаста. Бывает, каждый из нас говорит: «какие мрачные мысли», «сколько много мрачных мыслей».

Наверное, рассматривая обстоятельства нашей жизни, в которой мы живём, чаще всего мы именно это слово и припоминаем, потому что в этом ужасе обстоятельств жизни, событий, которые следуют одно за другим, как плечо к плечу, падает тень на всю нашу жизнь, кажется, нет просвета. Иосиф Исихаст говорит, что просвещением для ума является слово Божие.

Нам иногда кажется, что свет должен произойти от каких-то изменившихся событий. Мы всё ждём просвет, который должен наступить извне. Нам кажется, что этим просветом может стать от какой-нибудь хорошей погоды до каких-нибудь замечательных новостей, которые нам принесут те, кто вне нас. Одним словом, череда мрака вокруг, кажется, от нас не зависит.

Но Иосиф Исихаст напоминает нам, что именно от нас зависит то, что может наполнить нас светом – не внешнее, а внутреннее. Он говорит, что слово Божие – это просвещение для ума человека. Когда ты весь погружён во мрак: когда тебе страшно, когда тебе очень одиноко, когда тебе кажется, что уже ничего нельзя изменить, когда уже ничего нельзя отменить, когда тебе кажется, что все твои последние силы положены, и всё равно также ничего не меняется, и вокруг мрачно, открывай слово Божие.

И не просто открывай слово Божие, чтобы глазами пробегать эти слова, а вникай в это слово. По-другому скажу: дай этому слову действовать в твоей совести: как будто бы сейчас именно ты стоишь перед Христом, как будто бы именно тебя Христос взял за руку, как некогда единственного сына наинской вдовы, как будто бы тебе Христос сказал, как некогда Лазарю «выйди из гроба», как будто бы тебе Христос сказал, как некогда женщине, осужденной народом «иди, и Я прощаю тебя», как будто бы тебе сказал Христос «очистись», и ты очистился.

Читай Священное Евангелие с такой силой веры, с такой силой доверия промыслу Божиему и знай, что эта сила происходит не от твоего воображения, не от твоего желания, а от любви Божией, ибо Христос ради тебя пришёл на землю и ради меня распялся, ради каждого из нас остался на Кресте и погиб там, и каждому из нас, и тебе, и мне, даровал Свою победу, воскреснув из мёртвых.

 Именно в этом и сила слова Божиего, которое свет для ума, как говорит Иосиф Исихаст. Сила слова Божиего – потому что Христос ради меня распялся и воскрес, и любит меня, как может любить Отец, сотворивший небо и землю, и подаривший мне вечность. Аминь.

9 ноября 2021 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

1987