«Сегодняшнее Евангелие для нас с вами именно об этом: иди и делай. Любовь — это поступки, это поступки каждого дня. Любовь – это бесконечное безоглядное доверие промыслу Божьему. Любовь – это когда «без Тебя, Господи, я не могу». И не оправдания от Тебя, Господи, ищу, а Твоей любви, как шанса быть Твоим, Твоей любви, как шанса стать настоящим. Это самая главная заповедь».
Дорогие братья и сестры, сегодня Евангелие о любви. Да, каждый раз всё Евангелие о любви, потому что там, где Бог, там и любовь. Но вот сегодня мы слышали вопрос о том, какая самая главная заповедь.
Вы знаете, когда я готовился к литургии и читал это Евангелие ещё по дороге в храм, вспомнилась одна очень интересная история. Я хотел бы ею поделиться с вами, потому что думаю, что эти истории происходят с нами почти каждый день.
Я помню, как-то сказал маме, что очень люблю её. Это был возраст ещё школьный, может быть первый или второй класс. И она задала простой вопрос: «а как?» И вот этот простой вопрос: «а как?» с годами для каждого из нас начинает приобретать совершенно иной смысл. По-другому скажу: более правильный, верный смысл.
Тогда по-детски ответил: очень-очень сильно. «А как сильно?»- «Ну, очень сильно». Ну, тогда говорит: «иди и делай уроки, если сильно любишь». Меня это немножко удивило, если не сказать больше, я же совсем на другое рассчитывал. Я рассчитывал на какую-то нежность, объятия, на то, что последует какая-то улыбка, ну, а потом попрошусь побегать на улице. Теперь с годами понимаю этот замечательный материнский урок, который и сегодня преподносит нам Священное Евангелие.
На вопрос о том, какая главная заповедь, Христос отвечает: заповедь о любви к Богу: «возлюби Бога твоего всем твоим сердцем, всей твоей душою и всем своим разумом», и вторая, - говорит, - подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:37-39).
Любовь – это не чувство, когда хорошо, это не чувство, когда можно сделать ещё лучше. Это не волна, на которую ты поднимаешься и потом весело с неё скатываешься. Это не красивый какой-нибудь удивительный лес, где ты ничего не делаешь и просто наслаждаешься. Любовь – это «иди и делай». Как тогда однажды мне очень мудро сказала мама: «любишь? Вот тогда иди и делай уроки».
Каждый раз, когда мы думаем о своей любви к Богу, то, как мне кажется, всякий раз это происходит именно тогда, когда нам так нужно оправдание. Не тогда, когда мы переживаем какой-то особый восторг от подарков в своей жизни, а чаще всего именно тогда: «Господи, как я люблю Тебя. Где Ты, Господи?», когда нам нужно опереться, когда падаешь и летишь и не за что ухватиться.
И каждый раз ты говоришь это «Господи», как, если бы парашютист дёргал кольцо, чтобы открылся парашют, или мореплаватель кричал бы «Господи», и хватался бы за любые обломки своего корабля, чтобы спастись. Каждый раз, когда мы говорим о своей любви к Богу, мы жаждем Его оправдания. Почему я не могу не любить Бога? Хотя, должно быть, найдётся и такой человек, который к этому вопросу отнесётся очень спокойно и даже не станет о нём размышлять. Это как с родителем: ты сможешь без меня прожить; а вот я без тебя нет.
Потому что любовь к Богу – это основание, смысл, оправдание, путь, сила, действо, свобода моей собственной жизни. И если потерять любовь к Богу или не искать её, то всё тогда идёт прахом. Если ты не любишь Бога, как бы это, может быть, для кого-то не звучало с некоторой ухмылкой, но, если ты не любишь Бога, ты начинаешь тогда любить всё, что угодно: конфеты, котлеты, платья, машины, города, собачек, кошечек и кофе – тогда ко всему этому ты говоришь «я люблю».
Но первая заповедь – любовь к Богу и любовь к ближнему. Она не может распространяться на то, что не имеет бессмертной души. Она не может распространяться на то, что не дышит вечностью. Она не может распространяться на то, что не похоже на Него. Почему Бог и зовёт любить ближнего – потому что мы похожи на Него.
Любить можно только то, что похоже на Бога, только то, что напоминает тебе о Нём. Тогда твоя любовь будет свободной, счастливой, долгой, настоящей, сильной, живой. Она будет творить самые настоящие чудеса. Но если ты начинаешь любить то, что не похоже на Него, это уже не любовь вовсе. Никогда не отдавай этого драгоценного слова вещам и предметам, чтобы они не завладели тобой.
И, пожалуй, самое сильное и крепкое свойство любви: что любишь ты, то любит и тебя. Любишь ты, любит и тебя. И вот теперь оглянуться в свою жизнь, и на всё то, что я называю своей любовью, и от некоторого по-настоящему можно содрогнуться. И все наши увлечения, и привычки, и все наши страхи, и прилепившаяся грязь, ну, всё что липло и прилипло, потому что полюбилось мною, любит и меня, но во всём в этом вне всякого сомнения есть одна очень живая надежда, как шаг из крепости, из тюрьмы, из закрытой, запертой комнаты, как шаг из тьмы к свету: возлюби Бога твоего всем твоим сердцем, душой и умом.
И это можно сделать прямо сейчас. И если сейчас эти слова показались тебе такими нужными, сделай это прямо сейчас, не бойся. Не бойся этой любви всем своим сердцем, даже если в твоём сердце сейчас шагу не шагнуть, столько завалов.
Если это слово отозвалось в твоей душе, не бойся возлюбить всей твоей душою, всей твоей жизнью, даже если эту свою жизнь кому ты только не обещал. Если сейчас твоя совесть слышит эти слова, возлюби всем твоим разумом. Не бойся это сделать, даже тогда, когда чего только у тебя нет в голове, о чём ты только не думаешь. Бог поддержит это мгновение нашей честной искренней открытости Ему.
И чтобы поддержать, как говорит Златоуст, эту заповедь, Господь даёт и вторую: чтобы научиться так любить Бога, люби ближнего. Это как? Да прощай им столько же, сколько прощаешь себе. Терпи их столько же, сколько терпишь себя. Заботься о ближнем столько же, сколько заботишься о себе. Люби столько же, сколько любишь самого себя.
Сегодняшнее Евангелие для нас с вами именно об этом: иди и делай. Любовь — это поступки, это поступки каждого дня. Любовь – это бесконечное безоглядное доверие промыслу Божьему. Любовь – это когда «без Тебя, Господи, я не могу». И не оправдания от Тебя, Господи, ищу, а Твоей любви, как шанса быть Твоим, Твоей любви, как шанса стать настоящим. Это самая главная заповедь.
Сейчас за Божественной литургией мы продолжим нашу молитву и увидим Святую Чашу. И прежде чем увидеть Святую Чашу Тела и Крови Господа и Спасителя Христа, мы ещё раз спросим свою собственную совесть «а как я люблю Бога? И глядя на эту Святую Чашу, честно ответим на этот вопрос.
И, дай, Бог, чтобы наш ответ этот стал началом Его бесконечного божественного благословения нашей собственной жизни. Дай, Бог, чтобы наш ответ сделал нас любимыми. Аминь.