О единственном долге

15.09.2021
Просмотры: 822

«Апостол говорит, что единственный долг, который мы имеем – это долг любви. Это долг любви, которой любит нас Господь и которым призывает служить нас другим. Других, - говорит, - долги мы должны прощать, только любви никогда не забывать».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я думаю, для многих из нас бывает парадоксом и, особенно это больно видеть, когда происходит среди людей не чужих друг другу: вдруг между ними вспыхивает ссора, а потом начинают вспоминать друг другу давние обиды, давние-давние обиды, которые уже были пережиты, прожиты, перенесены, от них удалились далеко от времени, от обстоятельств, но вот они всё ещё копошатся в сердце. Это одно впечатление. И совсем другое ощущение, когда ты идёшь к человеку, от которого во многом зависит твоя жизнь, и идёшь с тяжёлым сердцем, потому что у тебя большой долг перед этим человеком, и ты ищешь не только слова, но и дела, которые ты готов сделать, лишь бы только этот долг был тебе оставлен.

Вот и господин из сегодняшнего Евангелия призывает своего раба и требует от него долга, и говорит: продайте его жену, детей, отдайте мне за эту продажу деньги, а самого бросьте в темницу, пока мне не вернёт долг. И когда человек понимает особенность своего состояния, он готов, что называется, на любые подвиги. Потерпи, - говорит, - на мне, я всё тебе отдам. Но как говорит? Говорит так, что сердце государя дрогнуло.

Видно, это были не просто слова «потерпи», видно, к этим словам он вложил столько своей надежды, столько любви к своей семье, к своим родным, близким. Одним словом, он смог найти такие слова, которые убедили этого царя: «потерпи на мне». И царь простил ему весь долг: «теперь ты никому не должен». Теперь ты уже почти и не раб вовсе.

Теперь, что называется, наступает время, когда ты переступил через порог царя, выполни свои обещания, всё, что ты говорил ему и о своей жизни, о том, какой она станет, и что ты сделаешь в ней. Но это когда ты очень ещё тяжело болеешь, и пока ты на одре болезни, ты так хочешь ещё встать и сделать доброе: попросить прощения у отца и матери, примириться со своим другом, с которым поссорился. Когда ты лежишь на одре болезни, ты наконец-таки созрел для того, чтобы выполнить данные тобой обещания. Да, и молитвослов стал твоим постоянным другом. И ты говоришь: теперь никогда не оставлю молитвы.

Но вот ты встаёшь с постели, ты выходишь от царя, которому был должен. Ты исцелился, ты стал свободным. И ты встречаешь друга, с которым обещал примириться, или возвращаешься в ту жизнь, в которой обещал стать другим. Что же тогда происходит нередко?

Трагедия, которая произошла и с героем сегодняшней притчи: встретив друга, он начал трясти его и говорить: «отдай мне моих сто денариев, которые ты мне должен». А государь только что простил ему десять тысяч талантов. Чтобы понимать разницу в современных деньгах: это приблизительно более четырех сот миллионов рублей против четырех тысяч рублей. Это чтобы понять разницу.

Нет, - говорит, - не прощу, знаешь, я давно тебя не люблю. И не понятно, за что. Может быть, даже не за эти самые деньги. Вот посажу тебя в темницу, брошу, пока ты все мне не отдашь. Ты мне просто не нравишься. Более того, страшнее того, не люблю я тебя. Ну и все.

А отсюда все мое непрощение, всё моё раздражение, всё моё «я помню, однажды ты мне сказал, помнишь?», «я помню тот самый разговор, а вот, смотри, у меня в телефоне осталась та самая твоя смс-ка, никогда её не забуду». Не люблю.

Апостол говорит, что единственный долг, который мы имеем – это долг любви. Это долг любви, которой любит нас Господь и которым призывает служить нас другим. Других, - говорит, - долги мы должны прощать, только любви никогда не забывать. И когда в сердце, в жизни нелюбовь, то самое мелочное, несущественное, вот это вот четырех тысячное против многомиллионного, становится главней, важней, становится таким, что это как будто бы преодолеть нельзя. Не люблю. К чему приводит эта нелюбовь?

Друзья вот этого самого несчастного человека пришли к царю и рассказали всё ему. Как ангелы всегда становятся перед престолом Божиим и рассказывают о преступлениях нелюбви, о преступлениях ненависти, жестокости, холодного сердца, искаженной совести, гнилой жизни. Так и те друзья предстали перед царём и рассказали о случившемся. Царь вернул своего должника и говорит: разве я не простил тебе намного больше, потому что ты упросил меня? Должно быть, тогда, когда случился тот самый разговор, он так и говорил царю: знаешь, как я люблю тебя.

Может быть, он был и прав, и совершенно не лукавил своим сердцем, понимая и видя, сколько для него сделал его господин. Но ведь только господин желал одного: чтобы эту самую любовь к господину он доказал, показал, что называется, обналичил в других. Да, после больницы нередко молитвослов перестаёт быть другом, так и не став постоянным в наших руках. Да, тот самый друг, с которым хотели примириться, вдруг оказывается так далеко, да и некогда, столько дел, хлопот. Когда-нибудь.

Да, и все мои обещания, и вся моя любовь, и вся моя готовность после того, как вернулись силы, вдруг становятся без любви к другим, твоим идолом, в конце концов, которые возвращают тебя на суд. Господин из этой притчи разгневался на своего раба и бросил его в темницу. Нелюбовь всегда вызывает суд. Непрощение всегда зовет к себе непрощение. Мелочность, глупость, страх, трусость всегда вокруг тебя соберут мелочных, глупых, трусливых, боящихся. Любовь, наоборот, собирает себе подобных. Великодушный всегда будет рядом с великодушным. Честный – рядом с честным. Светлый – рядом со светлым. Настоящий всегда будет не один.

Подумай только, только что этот самый раб выходил другом господину, которому было столько прощено, и мог бы остаться ему другом, и ещё больше вокруг себя собрать друзей, и своему тому товарищу сказать: «знаешь, мой господин просил мне больше, теперь я знаю, что такое настоящая любовь, и я тебя прощаю, и ты знаешь, раньше я тебя не любил, но теперь знаю, что любовь настоящая дарит свободу; пойди и послужи этими ста динариями кому-нибудь ещё, и скажи, что это от любви моего господина, я не своё, а его отдаю». И, пожалуй, это самое трагичное в нашей жизни: и жизнью, и талантами, и дарами, и возможностями мы-то пользуемся не своими, а Его, Он нам подарил эти десять тысяч талантов – громадная богатство.

Вместе с вами ещё раз размышляю над этой притчей, и зову вместе помолиться о том, чтобы сегодня после Божественной литургии, когда мы встретимся с Царем, когда мы увидим Его в явлении Святых Тайн, когда некоторые из нас приступят к Причащению, как должник к царю, и вкусят Его Дар, помолимся о том, чтобы нам больше не помнить своим должникам их мелочных обид, не помнить их неосторожных слов, не помнить их косых взглядов, забыть о том, что до сих пор ещё воспоминаниями ранит сердце. Не будем набивать этой мелочью свои карманы души, в ней намного больше. Оставим эту тяжёлую мелочь и не будем её требовать.

И может быть, кто-то, выйдя из храма, наконец-таки удалит ту самую обидную смс-ку, чтобы больше не перечитывать её, и опять не заставлять своё сердце сжиматься нелюбовью, тоской, раздражением. Может быть, кто-то из нас наберётся мужества и первым сделает тот самый звонок, который вы ждёте оба, но никто его так первым и не делает.

Может быть, сказать: «знаешь, я сегодня был или была в храме, и что-то поняла для себя; знаешь, Бог мне многое дал, я же хочу дать тебе совсем немного: я прощаю тебя и буду молиться о тебе». И поверьте, эти слова для кого-то могут стать ярким солнечным светом, и даже ярче в его жизни. Может быть, мы подружимся с нашим молитвословом. Может быть, нам хватит мужества выполнить хотя бы одно данное обещание Тому, Кто как милующий Отец прощает, но ждёт обратно.

Ждёт обратно свободными. Ждёт обратно теми, кто сможет Его прощение вложить в дела всей своей жизни. Аминь

5 сентября 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

822