«Он светился и радовался с Фавора, видя Голгофу. Господь радовался и просветился, и показал Себя, Своё Божественное естество человеческому роду, показывая нам единственное Своё желание – любить нас, и единственную Свою надежду – чтобы мы не отказались от этой любви».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вы знаете, сегодня перед началом Божественной литургии, как каждый из вас, я готовился к службе. И готовился не только молитвой, и в первую очередь, молитвой, но и размышлением над сегодняшним днём – праздником Преображения Господня. И вспомнились слова удивления апостолов, которые увидели Христа преобразившимся, и они произнесли слова, которые, должно быть, мы нередко произносим в своей жизни, слова, которые каждому из нас знакомы: да он светится, он сияет.
Господь, как сегодня мы только что слышали в Евангелии, преобразился, лицо Его сделалось как солнце, одежды Его белыми как снег, так, что на Него было невозможно смотреть. Слова «да он светится» для нас совершенно понятны: когда мы хотим о другом человеке сказать, что у него есть какая-то особенная радость, что с этим человеком что-то произошло необычайно радостное, неземное, мы говорим: «ты посмотри, как светится». И не нужно переспрашивать: с чего бы.
Каждый каким-то удивительным чутьем души понимает – этого человека коснулось Небо, этого человека коснулся Бог. Он светится, потому что в нём преобразилась душа, душа воссияла, как будто бы на мгновение он перестал быть человеком, который бесконечно наполнен страхами, сомнениями, болью и смертью.
И подумалось, а чего же светился Господь? Какая радость объяла Его душу? Ответ на этот вопрос мы находим в сегодняшнем Евангелии. Христос общался с двумя пророками, которые явились Ему на Фаворе: пророк Моисей и пророк Илия. И они говорили о том, что предстоит Христу.
Они говорили о следующей вершине: сойдя с Фавора, Ему предстоит подняться на последнюю вершину человеческой жизни – на Голгофу. И Христос радовался тому, что идёт показать всей Своей жизнью, всем Своим вочеловечившимся естеством на самую высокую точку человеческой жизни, на горизонт человеческой жизни, на Голгофу идёт показать Свою любовь каждому из нас.
Он светился и радовался с Фавора, видя Голгофу. Господь радовался и просветился, и показал Себя, Своё Божественное естество человеческому роду, показывая нам единственное Своё желание – любить нас, и единственную Свою надежду – чтобы мы не отказались от этой любви.
Любить не словами, любить не чувствами, любить не просто каким-то вниманием, а любить даже до самой смерти, всей своей жизнью. Любить то есть страдать за другого, вместе с другим страдать. Любить значит умирать вместе с другим. Любить значит идти вместе по дороге жизни, вместе с другим, куда бы дорога это не вела. Любить значит не бросать, не предавать, не бояться, не отчаиваться. Любить значит, если совсем невмоготу, взять и понести на руках.
Господь просиял, показав Свой Божественный свет, перед Своими учениками и апостолами, как замечает Церковь, для того, чтобы, когда они увидят Его распинаемого, они знали, что перед ними погибает Сам Свет, чтобы сойти в ад и там Собою разрушить мрак проклятия смерти, там Собою разрушить то, что становилось пристанищем для всякой души. Господь Своим светом озаряет путь нашей жизни. Да, Он светится.
Ещё Святая Церковь, уча о сегодняшнем празднике, который по-гречески называется «метаморфоза» - Преображение, говорит о том, что этот самый нетварный свет, который показал Господь, есть Он Сам, Который дарит Себя нам. По-другому скажу: этот свет мы можем усвоить себе. Как это? Ну, вот, чтобы омыть свои руки, достаточно ли тебе просто их стряхнуть? Или тебе нужна чистая вода, чтобы от её прикосновения и истечения ты мог бы смыть всякую грязь со своих рук?
Чтобы омыть душу недостаточно сказать «прости», необходимо звать: «Господи, посети Своим светом, Самим Собою, как живой водой, омой мою душу». Прикосновение Божие к душе и совести реально ощутимо в нашей жизни, потому что, когда Бог прикасается, мы мрака отвергаемся, когда Бог прикасается, мы греха сторонимся, когда Бог дарит Себя, мы радуемся, мы начинаем светиться. Когда Бог дарит надежду, в нас начинает торжествовать любовь. А когда она торжествует, тогда и говорят: «смотри, как светится, с ним Бог, Господь посетил этого человека».
Учение Церкви о нетварном свете говорит нам о том, что мы можем усвоить его себе. И более того, это учение говорит: постоянно мы чувствуем его, потому что, сколько раз в жизни мы говорим: «Господи, как какая благодать» - вот это и есть присутствие Божие. Благодать это и есть Сам Бог, Который посещает нас Своим светом.
Также говорили апостолы: какая благодать, давай, Господи, здесь останемся, построим три кущи: Тебе, пророку Моисею, пророку Ильи, и никуда отсюда не пойдем. Какая благодать! Как хорошо с Тобой! С Тобой нет времени! С Тобой нет прошлого! С Тобой нет мрака! С Тобой нет страха! С Тобой нет ошибок! С Тобой жизнь! Останемся здесь, Господи, с Тобой!
Сегодняшний праздник Преображения Господня напоминает нам о том, что этот свет всегда присутствует в нашей жизни. И тогда, когда мы начинаем спотыкаться и падаем, и тогда, когда вокруг нас сужаются стены нашей жизни, так, что, называется, не вздохнуть, и когда над нашей головой сгущаются тучи, и когда, кажется, никакого просвета, стоит только всей своей душой повторить слова молитвы: да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. И нет сомнения никакого, Бог подарит Свой свет, Бог подарит Самого Себя, Бог даст Самого Себя, Бог посетит нас Самим Собою, благодатью, и стены расступятся, и дорога выпрямится, и всё станет ясно и понятно, как Божий день.
Преображение Господне – это ещё призвание каждого из нас, что нам идти не вперед, а вверх. Наша дорога всегда в гору, вверх, к небу, к Фавору и к Голгофе, ко гробу, и к Елеону, к Вознесению, и к Царству. Праздник Света, праздник Божественного Преображения – это наша надежда, это наша радость.
И когда мы кого-то увидим и скажем: «да, смотри, как светится», скажем: «слава Тебе, Господи, Ты посещаешь людей Своих». Да и сами будем делиться светом своей надежды, светом своей любви, светом хороших поступков и надёжных, правильных и верных шагов. Будем делиться светом, который Бог дал нам. Ибо таково его свойство – когда его раздаешь, его становится больше. И тогда всё становится яснее.
Помолимся сейчас за Божественной литургией и в таинстве Причащения: Господи, дай нам этого света, подари нам этот свет. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Аминь
19 августа 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска