О чем мы думаем?

«О чем вы думаете? – задает Господь сегодня вопрос. Ответим Ему своим и покаянием, и искренним воздыханием, и благодарностью. О том, Господи, думаю, что Ты не зря простил меня. Поверь мне снова. Я не подведу Твоей веры. И я не вернусь к тому, о чем, Господи, теперь и Ты мне не вспоминаешь. Помоги мне, Господи. Аминь».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я перечитаю Евангелие, которое мы только что слышали, Евангелие воскресного дня. Есть нечто, о чём хотелось бы особо поговорить из этого Евангелия.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, -тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам». (Мф IX, 1-8).

Знаете, когда я слушал это Евангелие, вот и сейчас вместе с вами, и за Божественной литургией, то этот вопрос Христа Спасителя, который Он задаёт окружавшим Его людям, книжникам: почто худое помышляете в сердцах ваших? почему думаете о плохом? - какой-то удивительной силой возник во всём внутреннем сознании.

А ведь действительно, а часто ли мы думаем о хорошем? Или по-другому спрошу: чаще мы думаем о худом или о хорошем, о плохом или о хорошем? Страшнее задам себе вопрос: вообще чаще всего о чём я думаю? На этот вопрос, наверное, ответить однозначно очень трудно. Трудно, потому что какие только мысли не роятся в голове. Какие только чувства не возникают в нашем сердце. Мы с утра можем и улыбнуться, и расстроиться, и сказать кому-то приветливо «доброе утро» и на кого-то позубоскалить и сказать: «глаза б мои тебя не видели», и сказать о ком-то «рад встрече», а о ком-то «надо же, и ты здесь». Что же происходит в нашем сердце? Что живет в нашем сердце? И Христос сегодня, задавая этот вопрос тем, кто окружал Его: почему вы думаете о плохом? - даёт нам ответ. Но об этом ответе я скажу чуть позже.

Сегодня, в этот день, мы совершаем ещё и день памяти преподобного Серафима Саровского, человека, которого очень полюбил наш русский народ, полюбил за его обычную правильную, понятную, ясную, открытую русскую душу. Тут его разбойники побили, он не ответил ничего, а здесь он с медведем дружит. Здесь к нему приходят с плачем, и он утешает каждого, а здесь он сам стоит на камне в подвиге молитвы, проводит там 1000 дней и ночей.

Вот она эта удивительная душа, просвещенная светом Евангелия, умеющая вмещать в себя и побои, и дружбу, и несправедливость, и благость, умеющая вмещать в себя и неосквернённый образ Божий других людей, и в себе самой этот осквернённый образ Божий мало-помалу восстанавливать, как мать отмывает своё шаловливое чадо, так и он мало-помалу отмывал оскверненные души людей, приходящих к нему.

И он, преподобный Серафим, задавал тот же самый вопрос, который Христос задал тем, кто окружал Его: о чём вы думаете? что в ваших сердцах? Вот, что в ваших сердцах, то имеете в своей жизни. Если в ваших сердцах ненависть, непрощение, если в ваших сердцах эта бесконечная обида со словами оправдания «ну, не могу я простить, ну, не могу я ничего с собой сделать», вот и будут вокруг вас одни парализованные.

Вот и сами вы превратитесь в человека, который не может двинуть ничем в своей жизни. Никогда ничего в вашей жизни не поменяется, она будет становиться всё мрачнее и мрачнее. И даже, глядя на свет, вы будете говорить «тьма». Как сегодняшние герои Евангелия, глядя на Христа, говорят: Он богохульствует. А в чём было Его богохульство? В том, что Он сказал: прощаются тебе грехи твои. В том, что Он сказал: Я люблю тебя. Прощаются тебе грехи твои. Он сказал лишь то, что может сказать любящий человек другому любящему человеку.

Прощаются – значит Бог да действует в тебе. Прощаются – значит не возвращайся к ним больше, не мысли себя теперь тем, кем ты мыслил себя раньше. Как и преподобный Серафим говорил каждому, кто приходил к нему – о воскресении Христовом. Ведь это же не просто были слова, которые все мы знаем: «Радость моя, Христос воскресе!», - так преподобный Серафим встречал каждого входящего. Он каждому говорил: Бог в тебе победил смерть, радость моя – то есть я тебе радуюсь. Тебе прощаются твои грехи, радуй дальше всех и Самого Бога.

Когда же Христос услышал и увидел движение сердец, что не может не вызывать внутреннего содрогания. Представляете, вот и сейчас Господь читает все наши мысли, видит всё, что в нашем сердце, и не только то, что мы показываем Ему, как свою надежду иногда, как свою горячую молитву: «Господи, за что, почему?», но и то, что мы скрываем, и кажется нам иногда, что Он этого не видит: и нашу дурную, испорченную совесть, и наши слабости, и наши непрощения, обиды, горечи и всё то, что мы, как грязь, носим в грязном ведре о других в своём сердце – всё это Он тоже сейчас видит.

И задает вопрос окружающим Его ученикам и тем, кто пришёл Его слушать. Что, - говорит, - легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Они и малого не могли совершить. Они и малого не могли сделать. Не то что бы поднять другого человека от болезни и вернуть ему здоровье. А хотя бы этого человека сделать сильным в своём восприятии его, простить его.

Как ты дашь свободу другому человеку, когда ты сам гневлив? Как ты подаришь счастье другому человеку, когда ты завистлив? Как ты можешь подарить надежду другому человеку, когда ты постоянно отчаиваешься? Как ты можешь подарить любовь другому человеку, когда ты почти не веришь?

Вот и говорит Христос: что легче сказать «прощаются тебе грехи» или «встань и ходи». Если бы вы верили, вы могли бы подарить любовь. Если бы вы надеялись, вы могли бы подарить веру, надежду другому. Если бы в вашем сердце было сострадание, вы могли бы стать опорой для любого человека, и он бы встал и пошёл, опираясь на вашу верность, на вашу дружбу, на вашу любовь, на ваше милосердие, на ваше «прощаю».

Христос исцелил того несчастного расслабленного. Как и преподобный Серафим Саровский многим возвращал не только здоровье, но всем парализованную душу исцелял от паралича страха, неверия, оглядывания назад. Каждому, кто приходил к нему, он говорил о победе Христа над смертью, потому что сам жил этой Его Божественной благодатью, дающей свободу от страха смерти, дающей свободу от страха греха. Он жил благодатью, от которой не падала тень.

Мы очень часто оглядываемся на тени чужих, да и на свои собственные, и так бываем к ним привязаны. А ещё страшней – начинаем бегать за ними. Преподобный Серафим показал широту души, просвещенной Христом, души, в которой к каждому жила любовь, потому что в каждом душа видела Его образ и подобие.

И когда она видела этот образ и подобие осквернёнными, разоренными, растоптанными в пыли, в грязи, в пустых человеческих словах, в навешанных ярлыках и клеймах, преподобный Серафим мало-помалу, как мать чадо своё шаловливое, так и он эту душу мало-помалу отмывал, очищал, отлеплял от всего того, что к ней прилипло лишь только одной надеждой.

Господь есть любовь, и если ты избавишься от ненависти, от страха, и если ты победишь свои обиды, и через свою боль ты скажешь «спасибо», ты откроешь двери Тому, Кто, войдя в твою душу, сделает её светом. Если ты сможешь перетерпеть, если ты сможешь сделать хотя бы один маленький шаг, если ты сможешь сегодня днем никого не осудить, ты вечером почувствуешь особое присутствие радости. Если ты сегодня хотя бы какое-то время не с кем скверным словом не обмолвишься, ты из своей собственной души, из своего сердца столько много вспомнишь добрых, благодатных слов, которые говорила тебе твоя мама, твой любимый друг или дорогая твоему сердцу подруга. Если ты хотя бы сегодня не будешь, вспоминая чье-то имя, опять сжимать кулаки ненавистью, то вечером у тебя не будут болеть руки от сжатых в ненависти кулаков.

Преподобный Серафим говорил о простом и ясном правиле духовной жизни, которое оставил нам Спаситель Христос: «стяжи дух мирен», то есть пусть в твоём сердце будет место для Бога. Разгреби все твои завалы, все твои бесконечные обиды и все твои промахи, смахни в сторону, как сор со стола. Дай место Христу, и увидишь, Он мало-помалу, придя за эту трапезу, Сам тебя угостит удивительной вечерей, как некогда после воскресения явился Своим ученикам, разложив на берегу рыбу, и ждал их ужин.

Сегодняшнее Евангелие с вопросом «о чём я думаю?», и день памяти преподобного Серафима Саровского с ответом «стяжи дух мирен» пусть для каждого из нас станут хорошей закваской для наступающей недели. И каждый раз, когда опять мысли начнут роиться в голове и забивать голос совести, схватимся за свою голову и скажем: Господи, и правда, о чём я только думаю! Господи, прости меня, Ты можешь простить. Господи, прости и этого человека, Ты можешь простить. Господи, по молитвам преподобного Серафима дай мне Своего мирного духа, чтобы этим миром, этой тишиной наслаждаться Тобою. Не для того, чтобы было все хорошо вокруг, а для того, чтобы было все не напрасно во мне, и моя собственная жизнь.

О чем вы думаете? – задает Господь сегодня мне вопрос. Ответим Ему своим и покаянием, и искренним воздыханием, и благодарностью. О том, Господи, думаю, что Ты не зря простил меня. Поверь мне снова. Я не подведу Твоей веры. И я не вернусь к тому, о чем, Господи, теперь и Ты мне не вспоминаешь. Помоги мне, Господи. Аминь.

1 августа 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

Просмотров: 270

Поделиться

VK:39834