«Удивительна вера Иосифа. Он берет тело своего Учителя и приносит, и полагает в гроб, который приготовил для себя. Вот она, вера. Даже смерть уступить Богу».
Всечестные дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Вновь и вновь, с торжеством души, со всей радостью сердца, обращаю к вам слова пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» И в этот воскресный день пасхальной радости разделяю с вами торжество дня памяти святых жен мироносиц, разделяю с вами престольный день, торжество нашего кафедрального собора, освященного пять лет назад Святейшим Патриархом в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, и вместе с вами сегодня причащаясь Святых Христовых Таин, всем естеством ума и сердца прославляю Воскресшего Спасителя Христа и приношу Ему благодарность за многие и многие милости, которые Он являет на всех нас.
Сегодня Церковь вспоминает Иосифа Аримафейского и святых жен мироносиц. Церковь вспоминает одного из тайных учеников Христа Спасителя. И совершенно справедливо о нем сегодня сказать особо.
Это был человек, который внешне не обнаруживал своей веры во Христа, но это не означало, что он жил жизнью человека неверующего или порочного, напротив, это был очень благочестивый человек, но свою веру во Христа он хранил в глубине своей души и внешне не именовал себя учеником Христовым до момента, когда не пришло время погребать Божественного Учителя.
Именно он пришел к Понтийскому Пилату и просил тело Христа, чтобы предать Его погребению. Ученики Христовы, Его апостолы, испугавшись всех тех обстоятельств, которым они стали свидетелями, разбежались. Иосиф не испугался, пришел к Понтийскому Пилату и засвидетельствовал о своей вере во Христа. И как наивысшее свидетельство этой веры – просил себе Христа, просил Его мертвое тело.
Торжество веры не только тогда, когда в твоих руках трепещет чья-то жизнь. Торжество веры не только тогда, когда ты радуешься и смеешься, когда все у тебя хорошо получается, легко радоваться, видя Самого Христа. Легко радоваться, видя, как то, чего ты хотел и о чем помышлял, исполняется. Здоровому человеку легко стать на ноги и пойти, сытому человеку легко сказать: «Какой сегодня хороший день!»
А вот человеку больному стать на ноги непросто. А человеку нищему, который даже не имеет возможности поесть хлеба, радоваться всегда тяжелей. А когда в твоих руках чья-то болезнь или, когда ты своими руками прикасаешься к чьему-то могильному кресту, тогда верить, ох, как непросто! Тогда верить тяжелее всего.
С одной стороны, когда ты в саму веру вкладываешь благополучие своей физической жизни, тогда для тебя вера - это не чтобы все было хорошо, вера – это, чтобы быть с Богом. И когда рождаются, и когда хороним, и когда сытно, и когда голодно, и когда мир, и когда война, и когда свет, и когда мрак, вера – это всегда быть с Богом.
Иосиф Аримафейский, придя к Понтийскому Пилату, засвидетельствовал, что он верит в Того, мертвое тело Которого просит отдать ему. Он верит Тому, Кто был поруган, и оплеван, и оклеветан, и осужден к смерти. Он верит Тому, Кто погиб на Кресте в полном бесславии человеческой жизни, он верит Тому, Кого однажды полюбил всей своей душой. И теперь уже ничто – ни смерть, ни высота, ни глубина, как скажет апостол, не могут его разлучить от этой веры.
Удивительна вера Иосифа. Он берет тело своего Учителя и приносит, и полагает в гроб, который приготовил для себя. Вот она, вера. Даже смерть уступить Богу. Далее к этому гробу приходят жены мироносицы. И сегодня мы празднуем их день. Со слезами, с болью своих сердец, те, которые видели Христа, те, которые помазывали Его ноги миром, те, которые принимали Его в доме и суетились вокруг, когда с Ним были Его ученики, и все радовались, когда Он воскрешал, когда Он исцелял, и они видели все это.
И они приходят к Тому, Кого похоронил Иосиф, и, подойдя ко гробу, тоже верят, веря в Бога. Не тогда, когда глаза струятся светом и радостью, а когда они не находят места себе, когда сердце беспокойно, когда все внутри в смятении. И в этом своем состоянии эти верные приходят к Богу, ко Христу, к Его гробу, чтобы завершить погребение, которое наспех совершал Иосиф и не успел совершить весь обряд, потому что наступал день субботы. Особенной субботы – Пасхи. Они приходят к Богу.
Казалось бы, и они могли бы себе сказать, как и другие ученики, «Ну что теперь, ну что поделаешь?» и как бы уступить место, где живет твоя вера, твоим сомнениям и даже безразличию. Что, мол, поделать, такова жизнь. Они могли бы смириться перед этим гробом и не идти к нему и могли бы сказать: «Ну, мы верим, верили, не знаем, как будет…»
Но они идут к Богу, потому что, чтобы утешить свое сердце, надо прийти к Тому, Кто заставил его биться. Чтобы утешить свою душу, нужно прийти к Тому, кто создал ее. Чтобы найти ответы на вопросы, почему так в жизни бывает, нужно задать их тому, Кто создал этот мир, кто его подарил нам. И жены мироносицы с болью в сердце, со слезами на глазах, со страхом в душе идут к мертвецу, чтобы помазать Его тело. Верят и идут, идут с верой. Камень отодвинут, Христа во гробе нет. Ангел говорит: «Воскрес из мертвых. Не ищите Живого с мертвыми».
Должно быть, в тот самый момент сердца жен мироносиц сделались новыми. Туда они шли с громадным камнем, как у гроба. А обратно ликуя и торжествуя. И никто не спрашивал, где Он, потому что каждая из них несла Его в своем сердце, в своей душе. «Идите, - сказал Ангел, - скажите апостолам, пусть возрадуются». И они побежали и несли теперь уже новый мир. Не то миро в сосудах, которым помазывают покойных, но новый мир – в словах, в убеждениях, в вере, в любви, в благодарности, которые излили апостолам: «Он Воскрес из мертвых, Он победил смерть. Наши сердца стали теперь новыми».
Жены мироносицы вместе с Иосифом показали нам удивительный пример человеческой честности: быть до конца, вместе и рядом. Мы ведь часто об этом говорим: «Несмотря ни на что, я всегда с тобой». Но даже плохое настроение может меня у кого-то отобрать. Кто-то скажет: «Ну побудь со мной». «Что-то себя чувствую неважно, да и какие-то новости, и вообще, знаешь устал…» Даже какие-то легкие обстоятельства нас друг от друга скрывают.
Посмотрим на Иосифа Аримафейского, который, веря тайно, являет дело любви, на жен мироносиц, которые, придя ко гробу, находят Его Воскресшим. И, убедившись в Его Воскресении, эту радость несут апостолам, друзьям, всем.
Сегодняшний день памяти святых жен мироносиц - это благодарность тем, кто трудится во имя Христово, это благодарность тем, которые отвечают сегодняшнему миру на вопрос: «Ну как можно верить, когда ты видишь такое?». Как тем бы женам сказали: «Куда вы идете, Он мертв!» А они верны, они идут ко гробу. Быть верным - это то же самое, как если бы сказали: «Ну, в таких обстоятельствах нужно прятаться». А Иосиф Аримафейский не прячется, идет и забирает мертвого Христа, чтобы до конца быть с ним.
Быть верным – это значит отвечать на обстоятельства нашей жизни, которые нередко приходят к нам дурными словами, страхами, отчаянием, которые приходят к нам всевозможными сплетнями, пустыми словами, которые приходят к нам гневом со стороны, обидой, отчаянием, и вот на все это мы отвечаем, как Иосиф и как жены мироносицы: «Я пойду к Нему, у Него я найду все ответы. Я у Него успокою свое сердце. Я у Него найду тишину для своего ума. Я Его попрошу оживить мою отчаявшуюся душу. Вы можете не простить меня, но я буду Его просить простить меня, и если Он подаст мне прощение, то жить буду и здесь, и в вечности».
В этот день, вспоминая жен мироносиц, мы, конечно же, благодарим всех тех, наших современных жен мироносиц, которые верят не от увиденного, а оттого, что полюбили, которые верой преодолевают все обстоятельства нашей жизни. Мы благодарим всех наших тружениц, всех наших мам, сестер, подруг, которые, поверив однажды, как жены мироносицы Христу Спасителю, и мертвого продолжают любить и через эту любовь делают его живым, и немощного продолжают любить и через эту любовь помогают ему встать, и заблудившегося, и отчаявшегося, и даже предавшего продолжают любить и через эту любовь возвращают ко Христу.
Сегодня мы поздравляем всех наших жен мироносиц, носящих в своем сердце мир, как тихую надежду на Христа Спасителя. И молимся о вас, дорогие сестры, чтобы милосердный Бог укрепил вас в этом ношении мира, и чтобы этого мира у вас было всегда в избытке для всех. И чтобы каждая из вас, как некогда жены мироносицы, увидела Воскресшего Христа Спасителя и наследовала Его Царство.
Сегодня мы поздравляем и наследников Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который до последнего любил даже ставшего мертвецом Христа и возрадовался Его Воскресению, и Его победе над смертью. Пусть этот день каждого из нас наполнит таким утешением, которое бы никто от нас не отнял.
И, проходя мимо многих и многих гробов в нашей жизни, будем помнить, что самый главный из них пуст. А значит, Бог и других выведет из тени смерти. Будем знать, что Бог победил смерть, а значит, победит и нашу смерть. Будем знать, что Бог – Любовь, которая всегда пребывает с нами, а значит, и в самые мрачные дни нашей жизни Он никогда не закроет Своих глаз, прямо смотря на нас.
Он никогда не выпустит нашей руки из Своей руки, Он никогда не скроется во мраке нашей жизни, но всегда, если пойдем к Нему, если поверим Ему, если полюбим Его, если сохраним Его слово, воскресит нас Собою, и утешит, и восстановит, сделает не все хорошо, а сделает все живым, Своим, а где Он, там и радость. И где бы нам ни пришлось оказаться вместе с Ним, будем радоваться и в улыбках, и в печалях, и во встречах, и в расставаниях, ибо везде с нами Тот, кто ради нас, воплотившись, поднялся на Крест, искупил Своей смертью проклятие греха, вышел из гроба и сказал нам, как прежде и Своим апостолам: «Радуйтесь, Я с вами во все дни жизни вашей, в тихой радости и в благодарности».
Снова и снова, как те жены мироносицы, нося в своем сердце Воскресшего Спасителя, скажем себе и друг другу: «Христос Воскресе!». Повторим себе, как свидетельство, и другу: «Воистину Воскресе Христос». Аминь.
16 мая 2021 г. Собор святой равноапостольной Марии Магдалины, г. Нальчик, КБР