О тяжести греха

28.03.2021
Просмотры: 1910

«Грех – это не одно что-то совершенное нами, и когда мы говорим о грехе, то иногда можно так и подумать, что речь идёт о каком-то одном поступке, нет. Бесконечные ссоры – вот ещё одна тяжесть к руке. Бесконечные обиды – вот ещё одна тяжесть на сердце. Бесконечные дрязги – вот ещё одна тяжесть на душе. Бесконечное «не прощу», «не могу понять», «не могу принять», «все вокруг плохие», «как с ними тяжело» - и вот ты уже на этой самой постели – не могу ничего делать».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я перечитаю Евангелие, которое мы только что с вами слышали на русском языке для хорошего понимания церковнославянского и для того, чтобы эти слова сохранить в своей жизни, чтобы пожить этим Евангелием, пропитаться им.

Апостол Марк в своем Евангелии пишет: «через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видели». (Мк II:1-12).

Встань и ходи. Знаете, в наше время, я думаю, что очень многие с этим согласятся, так часто приходится слышать: как стало тяжело, нет сил. И когда так человек говорит, речь идет не только о физических немощах, речь о чём-то намного больше. Как же тяжело. Тяжело исправиться. Тяжело измениться. Тяжело захотеть жить. Тяжело радоваться. Тяжело любить. Тяжело дружить. Мол, вокруг всё стало таким тяжёлым, невозможным.

И когда ты слышишь вот это «как стало тяжело», вспоминаешь, а отчего же эта тяжесть такая, отчего же эта такая неподъемная тяжесть, которая тебя как будто бы распинает на этой твоей постели жизни, вся твоя жизнь становится как сплошное расслабленное состояние, как во сне. В сегодняшнем Евангелии Христос говорит о причине этого сна, и это не внешние обстоятельства, это не потому, что жизнь стала тяжёлой.

Чтобы понять это, можно вспомнить себя, когда твоя душа объята каким-то открытием для тебя, чувством, дружбой, любовью. Ночь напролёт в общении, в путешествии, а на утро полно сил, и ты вновь на ногах. И ты опять радуешься рядом с дорогим для тебя человеком. Или в каком-то очень важном для тебя и близком для тебя месте, когда твоя душа ликует, ты не замечаешь времени, и кажется, что совсем и не тяжело. И если спросить: а как ты провел это время? Да, почти без сна, без еды, да разве до этого было? Мне было так хорошо.

Тяжесть, о который нередко мы говорим, тяжесть, которую мы видим в образе вот этого самого расслабленного человека, которого принесли ко Христу друзья, она от въевшегося греха, она от греха не одного большого на всю жизнь, она от греха, который мало-помалу начинает сковывать своими мелочами сначала волю человека, сначала его обычные взгляды, а затем его поступки.

Грех – это не одно что-то совершенное нами, и когда мы говорим о грехе, то иногда можно так и подумать, что речь идёт о каком-то одном поступке, нет. Бесконечные ссоры – вот ещё одна тяжесть к руке. Бесконечные обиды – вот ещё одна тяжесть на сердце. Бесконечные дрязги – вот ещё одна тяжесть на душе. Бесконечное «не прощу», «не могу понять», «не могу принять», «все вокруг плохие», «как с ними тяжело» - и вот ты уже на этой самой постели – не могу ничего делать.

Грех человека лишает самого удивительного вдохновения, которое всегда поднимает нас пред Богом – вдохновения любви. Как понять сколько в твоей душе греха? А ты посмотри, как ты любишь, и вообще, любишь ли? Любишь ли? Недавно общался с одним человеком и задал этот вопрос прямо: а ты любишь ли своего мужа? Она задумалась и честно ответила: наверное, нет. А поэтому так и живём тяжело. Тяжело жить стало. Но вот эта самая нелюбовь, она, ведь приходит постепенно, как грех, который сковывает человека, она ведь приходит от нежелания потерпеть, нежелания поддержать, нежелания помочь.

Болезнь не вдруг наступает. Любой врач скажет – даже самая тяжёлая болезнь, которая в нас развивается, начинается от малого, от плохого поведения, неправильной жизни. Мало-помалу всё это накапливается, и потом ты не можешь встать.

Господь, глядя на этого человека, как знаете, глядя сейчас, наверное, на многих из нас, вот таких расслабленных, кажется, разбитых совершенно, говорит: чадо, прощаются тебе грехи твои. Бог говорит нам о самой главной причине вот этого самого расслабления нашей жизни, говорит о болезни: не грех один, не тот самый твой поступок, не то самое твоё слово, вот все то, что тебя окутало этим сном, как пылью, как грязью – грехи.

Если бы тот самый человек на одре сказал Ему, представим себе: да, нет у меня никаких грехов, ну, что там, кому-то что-то сказал, на кого-то не так посмотрел, о ком-то плохо подумал, над кем-то посмеялся, кому-то было жалко дать помощь, от кого-то стыдливо уклонился, чей-то телефон вычеркнул; да что там, разве это грехи? Я ж не убивал, не воровал, я же ничего страшного такого и не совершил, – если бы этот человек пустился в рассуждения. Страшное наступает потом от греха – это нелюбовь.

И когда Господь сказал ему: прощаются тебе грехи твои через любовь друзей, которые так любили своего друга, смотрите, прокопали крышу и спустили к ногам Спасителя, ходили с ним, через любовь прощает грехи, и эту любовь возвращает этому несчастному человеку. И глядя с любовью на своих друзей, и глядя с любовью на Христа, он слышит следующее: встань, возьми твою постель и иди в свой дом. И повинуясь вот этой самой любви, встаёт. И ему уже совсем не тяжело.

Нелюбовь, она, хуже паралича. Нелюбовь, она, хуже мрака, потому что она всё превращает в смерть. Нелюбовь к Богу, нелюбовь к Его дарам, к жизни, которую Он подарил, к свободе, которую Он дал, нелюбовь к талантам, которыми Он нас обогатил, нелюбовь к родителям, нелюбовь к мужу или жене, нелюбовь к детям, нелюбовь к соседям, нелюбовь к друзьям, нелюбовь к своему дому, она, и делает нас лишенными всего этого.

Время, в которое мы теперь живём, когда стало так тяжело, Церковь в это время нам опять напоминает – эта тяжесть проистекает от твоих грехов. Не в том смысле, что ты сам во всём виноват, и всё, и точка. Нет. А в том смысле, что ты сам всё можешь исправить. Для этого Бог даёт тебе прощение.

И когда я смотрю на свою собственную жизнь, вот эти бесконечные «не», понимаю – вот откуда вся причина этой унылости и болезненности. Покаяние – это когда ты полюбил. Покаяние – это тогда, когда ты вернул себе любовь. Она не ходит рядом и не заглядывает в дома, её только можно вернуть, её можно позвать, ей можно крикнуть, и она вернётся.

Любовь можно призвать, она не выбирает одних, отказываясь от других, потому что любовь есть Бог, и Он ко всем Отец и каждого любит. Но вот только чтобы эта любовь была в твоей жизни, нужно звать её. Каяться – это и значит звать: Господи, Иисусе Христе, помилуй меня. Каяться – это и значит звать Его в свою жизнь. Каяться – это и значит довериться этим друзьям, которые нас носят: довериться посту, довериться молитве, довериться милосердию, довериться состраданию, довериться любви. Каяться – это значит услышать и поверить Его словам: «прощаются тебе грехи твои». Поверить, то есть больше к ним уже не возвращаться. Как заново полюбить? Как заново подружиться? Как заново начать общаться? Покаяться и всё начать сначала, и так и сказать: ради Христа.

И когда тот человек взял эту постель и пришёл домой, представить себе можно, сколько же там было радости. Но ведь с этого самого момента началось самое драгоценное в жизни того счастливого человека – теперь он всегда ходил за Христом, теперь он всегда искал Его правды, теперь он понимал, что мелочей в жизни не бывает.

И простое гневливое слово, и колкий взгляд, и безразличное покачивание головой, и игнорирование в общении – всё это приводит к большим потерям. И чтобы их больше не было, теперь этого допускать никак нельзя в своей жизни, теперь без этого нужно, потому что есть Тот, Который вернулся и дал силы к жизни.

Вот сейчас говорю об этом и думаю: теперь вот как раз и послушать Его голоса: «встань и ходи», и никогда больше не говорить о тяжестях, о том, как тяжело жить и как непросто, потому что так можно бесконечно говорить, если забыть о друзьях, о твоей Церкви, которая тебя носит на себе, и не видеть Того, к Которому она тебя носит – Христа. Но если ты видишь Христа, если ты слышишь своей совестью Его голос, и, если ты доверяешь Его Евангелию, если ты любишь, ты встанешь и пойдешь. Если ты любишь, твоя жизнь станет легче.

Полюби Бога всем своим сердцем, всем разумом, всем своим помышлением, и тогда сможешь полюбить и своих ближних. Полюби Бога и тогда смогут полюбить и тебя. Попроси у Него прощения, тогда смогут простить и тебя. Встань и пойди, тогда пойдут и с тобою. Вот об этом сегодняшнее Евангелие. И, Господи, благодарение Тебе за наших друзей, которые нас в своих молитвах и в своих сердцах носят и приносят к Тебе. И, Господи, благодарение Тебе за Твою любовь, которая вновь возвращается в нашу жизнь. И, Господи, ради Твоего слова встану и пойду. Аминь.

28 марта 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1910