«В дни Великого и спасительного поста, размышляя об этой встрече двух отцов, отдавая этому размышлению свою душу, своё сердце, не мечтательностью, а твёрдым «помоги моему неверию», поклонимся истинному Отцу. Исповедание своей веры совершим не словами, а делом верности Его слову».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В это воскресенье мы только что услышали Евангелие о встрече двух отцов: Христа, небесного Отца и одного из Его чад, у которого ребёнок был болен, одного из отцов, которому Бог даровал счастье быть отцом. И вот о чём они говорят – о самом дорогом, о своих чадах.
Отец, у которого ребёнок был болен, так и говорит Ему: Господи, я приводил его к Твоим ученикам, но они не могли мне помочь и ничего не могли сделать. Христос по-отцовски, как когда два отца общаются, вопрошает его: а как давно это происходит с твоим ребёнком? Говорит: с младенчества.
Христос смотрит на этого несчастного ребенка, который объят силой нечистого духа, от боли корчась, извергая пены, валяется в пыли, и с болью смотря на него, смотрит на каждого из нас, как настоящий Отец с бесконечной скорбью. Как, наверно, тогда Христос хотел бы сказать всем: дети Мои, как Мне больно смотреть на то, как вы отдаете себя чужой воле. Эта удивительная встреча двух отцов, вы знаете, после сегодняшнего прочтения Евангелия, я его читал перед службой, особым вызовом стоит перед совестью: вызовом бесконечной любви настоящего Отца. Но на что эта любовь способна? На что?
И Христос говорит об этой способности, к который зовёт Отца: если веришь, то всё возможно верующему. Он зовет этого самого несчастного отца к вере, которая может преодолеть любые пропасти, к вере, которая может восстановить жизнь, к вере, которая есть живая связь с Тем, Кто дал эту жизнь. Отец, со слезами падая перед Христом, говорит: верую, Господи, помоги моему неверию. Как бы: я, Господи, уповаю на Тебя, но дай мне почувствовать, помоги мне полюбить Тебя как сын. Да, сколько таких несчастных нас, детей, растёт без Отца.
В том смысле, что мы знаем, что Он есть, но одного знания не делает достаточным свободу нашей жизни. Чтобы эта наша жизнь была свободна от нечистого духа, который, ухватывая нас, как того ребёнка, ввергает то в огонь, то в воду, то в одну страсть, то в другую, то в гнев, то в ненависть, то в кажущуюся любовь, то в не прощаемую обиду, ввергает нас то в желание высоты благочестия, то в отчаяние и бездну ужасных поступков, ввергает нас, как того самого ребёнка, от того, что мы так и не выбираем свою волю, чтобы в себе явить сыновнюю любовь к Нему слушанием Его слова, движением за Ним.
Потому этот отец и говорит: «помоги моему неверию», в том понимании, что это самое неверие слову Божьему и привело вот к этому ужасу жизни. И Господь помогает, и не только этому несчастному отцу, и не только этому ребёнку, одержимому нечистым духом, Господь помогает неверию всего человечества, поднявшись на высоту Креста, показав Свою любовь распинаемую, кажущуюся слабой и пораженной, кажущуюся немощной и истекающую кровью, но любовь, которая, погибая на Кресте, произносит слова истинного Отца: прости им, Боже.
Позже, когда Христос соберётся со Своими учениками, как обычно, вместе, наедине, они спросят Его: почему мы не могли изгнать этого беса? На что Христос ответит им и нам: вот это самое наше «то в огонь, то в холод, то в одну крайность, то в другую крайность» изгоняется только воздержанием, постом и молитвой.
Без личного усилия невозможно побороть силу тьмы, которая находит в нас пространство, если в нас самих не горит вот эта любовь к Отцу как сына. А эта любовь всегда возгорается от поста и молитвы, от дела. Бога невозможно любить словами, как невозможно любить словами любого человека, который находится рядом с нами. Невозможно любить другого человека словами. Слова не любят, дела любят или ненавидят. Поэтому Господь говорит нам о деле любви к Нему.
И если я говорю, как тот отец: «верую, Господи», но, разглядывая свою жизнь, вижу в ней и слабую молитву, и едва-едва теплящийся пост, да, и вообще всю жизнь, которую я, оправдываясь, говорю себе: «мол, главное-то не это», а от этого и других дел нет, то мои слова не помогут моей собственной душе, как тому несчастному ребёнку, избавиться от одержащего духа и уныния, и отчаяния, духа не жизни, духа рабства, несвободы.
Христос исцеляет обоих: и отца, и его сына. Сына исцеляет от духа, который вселился в него, от того, что он от отца принял такую же несвободу, какой жил отец. И отца исцеляет от его несвободы, от неверия, потому что неверие страшней всякой одержимости. Неверие – это бесконечная безотцовщина, это одиночество, которому нет предела. Бог отца делает сыном Своим, возвращает его к Себе.
В дни Великого и спасительного поста, размышляя об этой встрече двух отцов, отдавая этому размышлению свою душу, своё сердце, не мечтательностью, а твёрдым «помоги моему неверию», поклонимся истинному Отцу. Исповедание своей веры совершим не словами, а делом верности Его слову.
Хочешь облегчить свои страдания и страдания боли своих родных и, особенно, детей? Вспомни о лекарстве: пост и молитва. Хочешь и себя вернуть к Отцу? Вспомни об этой дороге: пост и молитва. Хочешь вновь почувствовать Его любовь? Полюби не словом, полюби делом.
И молитвами святых апостолов, и всей нашей Церкви Господь, любящий каждого из нас, да даст нам счастье быть детьми Его, Отца, да даст нам радость и упование на Того, Кто помогает преодолеть неверие, если только по-настоящему полюбим. Аминь.
11 апреля 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска