«Наша первая любовь – это Он, подаривший нам жизнь. Наша первая любовь – это Он, отдавший Свою жизнь за свободу от греха и проклятия смерти каждого из нас. Наша первая любовь – это Он так спешащий на Крест, чтобы, взяв его на Себя, на нём понести нас, все наши слабости и немощи, все наши трусости и подлости, все наши грехи и привязанности, чтобы на этом Кресте нашу первую любовь отмыть Своей кровью, очистить Своей кровью от того, что мы принесли и сделали своим, заслоняя Его».
Ничто из Своего создания Бог так не любит, как любит человека. Ничто: ни этот красивый мир, ни этот удивительный мир, наполненный таким удивительным разнообразием – не дорого и не ценно для Бога так, как цена и дорога для Бога жизнь человека.
Это и понятно, потому что сама жизнь проистекла от Его любви и сама жизнь это и есть проистечение Его любви. Я думаю, что каждому из нас Господь сказал бы: ты – Моя первая любовь, первая и единственная. Если мы задумаемся над этими словами, то чаще всего нам представляются чувства, которые посещают нас, вспыхивают в нас, когда мы встречаем другого человека, и очень часто, к большому нашему сожалению, искаженные в нашей свободе эти чувства меняются.
Но не изменяема неизменяемая любовь Божия. Её сила остаётся прежней от момента создания человека, проходя вместе с человеком сквозь его человеческую жизнь с падениями, с отречениями, с сомнениями, с потерями, с предательством, при том, оставаясь не преданной, не потерянной, не осквернённой к человеку – такова любовь Божия. И, наконец, вершина этой любви – то самое изображение, которое сегодня Церковь, как одну из величайших своих святынь, износит на поклонение – Крест Господень.
Ибо так возлюбил Бог Свой мир, что отдал ради него Своего Сына. Говоря это, я размышляю не о боли, не о горечи, размышляю не о разделении и потери, размышляю не о чудовищной несправедливости, нет. А ведь чаще всего именно это нам и видится, когда мы смотрим на Крест, ведь там умерший Человек, следствием смерти Которого и стали и человеческая ненависть, и злоба, и предательство, и алчность, и лживость, и трусость. Но на Кресте мы видим не дела человеческие, которые привели божественного Страдальца на Крест.
На Кресте мы видим воплотившуюся любовь, которая, раскинув руки на этом самом Кресте, даже сквозь гвозди стремится обнять каждого из нас. Распинаемая любовь – не побеждаема. Убиваемый Бог – бессмертный. Оскорбляемая Его любовь – не мстительна. Но она на Кресте зовет нас к себе. И сквозь эти самые гвозди, кажется, стремится вырваться из них, чтобы с Креста обнять каждого из нас.
И сегодня мне особенно хотелось бы вспомнить слова пророка Божия, который, как бы повторяя слова Христовы, говорит нам: одного не оставлю тебе, что ты забыл свою первую любовь. Именно об этом говорит сегодня Господь нам в Евангелии, которое мы слышали: кто хочет последовать за Мною, отвергнись от себя, возьми крест свой и следуй за Мною. Кто хочет быть со Мною, кто хочет испытать на себе всю Мою любовь, вспомни о своей первой любви.
Наша первая любовь – это Он, подаривший нам жизнь. Наша первая любовь – это Он, отдавший Свою жизнь за свободу от греха и проклятия смерти каждого из нас. Наша первая любовь – это Он так спешащий на Крест, чтобы, взяв его на Себя, на нём понести нас, все наши слабости и немощи, все наши трусости и подлости, все наши грехи и привязанности, чтобы на этом Кресте нашу первую любовь отмыть Своей кровью, очистить Своей кровью от того, что мы принесли и сделали своим, заслоняя Его.
Любовь к Богу – это та самая первая сила любви, которая наполняет смыслом всё то, к чему просто простирается наша жизнь и о чём мы говорим: «я люблю». Если ты говоришь другому человеку: «я люблю тебя», а своей первой любви ты не помнишь, это не любовь. Если ты говоришь: «ты дорог мне», а твоя первая любовь тебе не дорога, и Его слово для тебя ничто, это не дружба. Если ты говоришь: «я за тобой и в огонь, и в воду», а креста своего не берёшь и не живёшь Его словом, твои слова как медь звенящая. Вся сила наших чувств, вся глубина нашего сердца, вся чистота нашей души, вся прозрачность нашего ума, она, через крест. Если без него, то нет Его рядом.
Воистину, если не любить Тебя, Господи, то нет Тебя и в тех, кого мы любим, как нам кажется, ради кого, как нам кажется, мы живём, то всё это не имеет никакого смысла и силы.
Это становится понятно, когда мы, говоря о первой любви, говорим о чувствах, и сколько их вспыхивало в нашей жизни, и сколько их гасло, и сколько было зажженных костров, и сколько осталось пепла от них, и сколько всего было. Если не взять свой крест и не последовать за Ним, то ты так и не найдёшь своего пути. Как в древности говорили наши предки: если дорога не ведет к храму, то зачем эта дорога нужна. Если мы не отвечаем на Его крестную любовь своим покаянием, благодарностью, своими надеждой, верою и, наконец, любовью, то тогда наша жизнь очень слаба.
Да, ничто Бог в мире не любит так, как любит человека, никто для Него так не дорог, как дорог каждый из нас. И сегодня, когда мы вновь и вновь будем прикладываться к Кресту Господню, увидим, как Он с него желал бы обнять каждого из нас, как Он не обессилено и не обесславлено, и не мертво на нём, а живо, поднимаясь на него, сходя ко гробу, выходит из него Своей победой Пасхи к каждому из нас.
И, наконец, в сегодняшнем Евангелии слышали ещё очень важные слова: если кто-то постыдится слов Моих, того и Я постыжусь, а кто не постыдится Моих слов, того и я не постыжусь. О, чудо! - восклицает один из учителей Церкви Тертуллиан и говорит: мы спасены, если не постыдимся Его. А Его слово вновь и вновь в эту Крестопоклонную седмицу, неделю, пусть войдет в нашу совесть, в нашу жизнь, в наши поступки, в наши мысли: кто отвергнется себя и возьмет крест свой и последует за Мной, с тем Я и буду, тот и Мой, того и Я, - говорит нам Господь.
Помолимся сейчас перед Крестом Господним, перед этой величайшей святыней любви Божией к нам и о себе самих и о тех, чью волю и чью жизнь мы приковали гвоздями нашего непрощения и жестокости к их кресту. Помолимся и о том, чтобы нам и свой крест, как запечатлённую Божию любовь, донести до Его гроба, чтобы этим крестом, как заветным ключом, открыть дверь в вечную жизнь, в жизнь вечную. Аминь.
4 апреля 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска