О принципе Страшного суда

30.03.2021
Просмотры: 875

«Сегодняшний образ Страшного суда, того, каким он будет, каждому из нас открывает мать-Церковь и по-матерински предупреждает нас: смотри, сынок, смотри, дочь, вот так будет судить Отец. Вот что Он спросит, когда придет время Его вопроса. Тогда ты станешь таким, какой ты есть. Тогда всё в тебе разделится сразу. Тогда станет понятно, каков ты».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня неделя о Страшном суде. А что от меня зависело? Ну, вот действительно, что от меня зависело? Наверное, эти слова придётся услышать или сказать в тот самый день Страшного суда. Вот мы только что слышали, как это будет.

Христос не готовит нам сюрпризов, таких, которые бы нас удивили, а всё будет обычно, как и в жизни. Он разделит одних от других, потому что в день Суда всё станет понятно. Это сейчас ещё до Суда всё смешано: и доброе и злое, и светлое и мрачное. И любящие, и ненавидящие – всё смешано. Но я сейчас говорю о смешении, не о том внешнем, а о внутреннем.

В нас, во мне, всё перемешано. В моём сердце, в моей душе: и светлое, и мрачное, и любящее, и ненавидящее – всё смешано. А в день Суда всё станет очевидным. Тогда станет понятно мне самому, кто же я есть на самом деле. Отдающий, приносящий пользу, как овцы, которые дают и шерсть, и молоко для ягнят. Или бесплодный, как козлище, от которого ни шерсти, ни молока, один крик. А что от меня зависело?

Христос ведь на Страшном суде отделит одних от других по одному единственному принципу: кто Его нашёл в жизни, или правильнее сказать, кто послужил Ему. Вот Я был наг, и вы одели Меня, был болен, и посетили Меня, в темнице был, проведали, имел нужду, и ответили на Мою нужду. И тогда те, которые всё это сделали, скажут: когда же всё это было? Говорит Христос: вы это сделали одному из меньших, значит Мне. Вы всегда Меня искали в других.

По-другому даже скажу: вы всегда Меня находили в других. И вы никогда не задавались самым страшным вопросом, который станет вот этим Страшным судом: а что от меня зависело? Ну, что, схожу я в тюрьму, что его выпустят? Ну, может быть, приду в больницу, что я подниму его с постели? Ну, поделюсь чем-то, но разве я могу помочь человеку, у которого большая нужда? И вот это «от меня ничего не зависит», человека и делает козлищем.

Христос не говорит: пойди и выпусти из темницы. Он не говорит: пойди в больницу и исцели больного. Он не говорит: вот он, несчастный больной человек, сделай его счастливым; вот немощный или вот бедный, сделай его самым богатым человеком. Он не заставляет нас делать то, что сверх нашего естества. Он зовёт нас сделать то, что от нас зависит: ты побудь с ним рядом. Потому что помочь в болезни, в пленении, в немощи, в неимении – это не значит всё вокруг поменять, это значит оказаться рядом с этим человеком, именно.

Потому и скажет козлищам, когда они ответят: «ну, а когда же мы здесь не послужили Тебе?», Я нужду имел, но вы ко Мне не пришли ни в больницу, ни в тюрьму, не когда Я плакал от обид, не тогда, когда Мне нечего было просто поесть, вы нисколько Мне не послужили, потому что задавались одним-единственным вопросом: «что от меня зависит?». Вы проходили мимо нищего человека и внутри говорили себе: пусть ему помогут вот те. Вы приходили в больницу и говорили: ну, где вот эта вся сила медицины, где эти все деньги? вот куда надо бы их потратить. Вы проходили мимо тюрьмы и, зная, что там находится ваш друг, говорили: ну, значит есть за что.

Одним словом, вы – как козлища – ни шерсти, ни молока не давали. Вы никого не согрели своим добрым словом и ничью душу не напитали, как молоком, своей молитвой, своим состраданием. Но и это ещё не самое страшное. Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание, он говорит: посмотрите на этот образ, Христос говорит к козлищам, когда их обрекает на муку вечную: вы пойдёте туда, в ад, который уготован дьяволу и слугам его. То есть ад – не для людей. Но страшное, что своим не людским поведением, отношением к жизни, жизнью, человек может стать наследником того, что уготовано не ему. Это, пожалуй, самое страшное – оказаться там, что не для тебя было создано.

Страшный суд именно в этом: «что от меня зависело?», и вдруг ты оказываешься там, что не для тебя, именно потому, что ты ничего не сделал, почти ничего не сделал, чтобы найти Христа в тех, кто протягивал к тебе свою руку, смотрел на тебя, ждал от тебя хотя бы одного письма в той самой тюрьме, хотя бы одного визита в той самой больнице, хотя бы просто куска хлеба со стола во время своего голода, хотя бы тепла в прихожей, когда на улице очень холодно, хотя бы немного. Но Христос всегда и везде ищет нас для Себя, чтобы мы не оказались там, что не для нас.

Сегодняшний образ Страшного суда, того, каким он будет, каждому из нас открывает мать-Церковь и по-матерински предупреждает нас: смотри, сынок, смотри, дочь, вот так будет судить Отец. Вот что Он спросит, когда придет время Его вопроса. Тогда ты станешь таким, какой ты есть. Тогда всё в тебе разделится сразу. Тогда станет понятно, каков ты.

Но услышав это сейчас, постарайся уже сейчас это понять, потому что пока еще Он не позвал, да, в принципе, мы все идём всю свою жизнь к этому Суду, встреть Его до Суда там в больнице, вот там в глазах плачущего человека, встреть Его до Суда там, где просят помощи. И не говори: что я могу сделать?

Можешь. Скажи просто доброе слово этому человеку. Просто подержи его за руку. Ты не поднимешь его с больничной постели, но поверь, этот человек обопрется о твою руку и сам, Бог даст, встанет. Ты не можешь сделать всех счастливыми, но сделай себя счастливым в том, чтобы поделиться хотя бы чем-то с теми, кто так нуждается в справедливости, тем, чем ты можешь поделиться.

Отец не ждёт от нас богатых столов для других или чудес. Он ждёт от нас трепетного сердца, любящей души. Он так хочет с нами встретиться ещё до Своего Суда, чтобы, когда придём на Суд, сказать нам: наследуйте уготованное вам Царство. И не услышать страшное: идите в место, что создано не для вас. Но своим «а что от меня зависит?» вы можете сделать это своим местом. На Суде-то мы сами себя судить будем, и наши дела станут нам и судьями, и теми, кто оправдывает. Бог лишь на этот суд наших дел скажет: иди.

Сейчас за Божественной литургией мы продолжим нашу молитву и помолимся о том, чтобы, когда мы выйдем из храма, нам бы пойти и искать Христа не только в книгах, но и в образах, в людях, в поступках. Нам бы найти Его и послужить Ему, чтобы на вопрос: когда мы Тебе послужили? Он ответил: помнишь тот воскресный день, когда ты вышел из храма, и когда ты обратил внимание на нуждающегося человека, и когда ты пошёл к своему другу в больницу, или сел за письмо тому, кто находится в темнице, или посетил своего престарелого родственника или забытого друга, вот тогда, тогда ты послужил и Мне. Аминь.

7 марта 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

875