«Пророчество – это та же самая любовь, которая совершается сейчас. И Анна пророчица, которая проповедовала о Христе, и, конечно же, Симеон Богоприимец, на котором исполнилось пророчество, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Избавителя, были людьми, которые знали об одном-единственном будущем – о любви Божией к человеку, как самом подлинном пророчестве».
Мы совершаем сегодня попразднство Сретения Господня. Ещё сегодня Церковь вспоминает святых праведных Симеона Богоприимца и Анну пророчицу. И для одного, и для другого встреча с Господом и Спасителем Христом стала особым торжеством жизни и исполнением пророчества. И Симеон Богоприимец, и Анна пророчица носили на себе этот самый дар пророчества. Что же это за дар? Вот об этом мне хотелось бы сегодня вместе с вами поразмышлять.
Иногда в семье или в кругу друзей можно от какого-либо человека услышать, а кто-то иногда и сам произносит эти слова: ну, я же говорил, вот как в воду глядел. И кажется, что вот этот самый человек и есть пророк, которому предречено знать будущее.
Но, во-первых, нужно сказать, что будущее – это Сам Бог. Бог, Который неизменяемый, но вместе с этим, изменяет человека ко спасению и всё делает таким образом через Свой промысел, чтобы всяко человеческую душу спасти. Одним словом, будущего, как такового, как некий прописанный чей-то сценарий, нет. Но в будущем есть замысел Божий. Вот такой же как замысел у родителей, когда они рождают своё чадо, то если спросить: какое будущее у этого ребёнка? Любой настоящий родитель скажет: будущее этого ребенка – это наша любовь к нему. И всё, что потребуется ради этой любви, мы совершим. Мы не знаем, кем он станет, но мы знаем, что кем был он не был, неизменно мы всегда будем любить его и этой своей любовью наполнять это будущее настоящим смыслом.
Пророчество – это та же самая любовь, которая совершается сейчас. И Анна пророчица, которая проповедовала о Христе, и, конечно же, Симеон Богоприимец, на котором исполнилось пророчество, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Избавителя, были людьми, которые знали об одном-единственном будущем – о любви Божией к человеку, как самом подлинном пророчестве. И не просто знали об этом пророчестве, они жили духом этого пророчества. Божественную любовь они, прежде всего, воплощали в поступках и делах собственной жизни.
Пророк – это не тот, кто говорит, что будет с тобою, а тот, который говорит о том, что с тобою будет Бог. И если послушаешься Его, то тогда Бог, будучи с тобою, подарит тебе блага. Но если ослушаешься Его, тогда Бог, находящийся с тобою, будет назидать, наказывать тебя. Наказывать не в смысле мести, а в смысле наказа, назидания, исправления, как врач, который хотя иногда и берёт скальпель, однако делает это не от ненависти к человеку, а наоборот, от большей любви к нему и необходимости, в том числе, через нанесенную боль принести в дальнейшем ожидаемое и желаемое облегчение от болезни.
Пророк – это тот человек, который сейчас живёт этим духом, которым говорит. И тогда можно по пророчеству того или иного человека определить какой же дух он носит. Если человек о всяком другом говорит дурно, то каков тогда в нём дух? Если человек для всякого другого человека видит только печальные последствия и не видит никакой надежды, то какой же тогда дух объял сердце этого человека?
И напротив, если человек через своё пророчество о другом, как пророчество матери о своем сыне, всегда дарит надежду, даже тогда, когда сын стоит на краю самой опасной и глубокой пропасти, то тогда это пророчество, исполненное любви, поможет сделать шаг не вперёд к этой пропасти, а в обратном направлении – от погибели. Истинное пророчество всегда ищет не смерти, но жизни.
Священное Писание призывает и каждого из нас: не угасать Духа Божия и быть пророками не в том смысле, в котором иногда мы подразумеваем пророков, что знают всё наперёд и о каждом. А быть тем самым пророком, который знает правду, заключающуюся в том, что Бог неизменен в любви к каждому из нас.
Истинное пророчество всегда о жизни, оно всегда о вечности. А ложное пророчество всегда о гибели, о смерти. Да, и наше время, как и многие другие времена, не лишено пророков. Мы можем услышать тех, которые грозят всемирной гибелью и кончиной, и тех, которые открывают тайну божественной любви. Но мы должны помнить, что Дух Божий неизменно и всегда дышит, не душит, а дышит, и дышит в том, на ком Он есть, и в том, кто делится этим Духом.
Помолимся святым Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, которых сегодня вспоминает Церковь, носящих на себе дар пророчества Божия, чтобы они посредством молитвы своей к Тому, Кто дал им этот дар, и каждому из нас сообщали вот этого дышащего жизнью Духа, дающего, а не отнимающего, восстанавливающего, а не губящего, Духа, Который всегда открывает дверь к свету, а не к могиле.
Да и вспомним сегодняшнего старца Симеона, взяв Христа Спасителя в руки, испросив Его благословения, и преподав Ему своё старческое благословение, он уходит не в прошлое и не во тьму, а в настоящее и будущее, в свет и жизнь. Его же молитвами да дарует Господь и каждому из нас, когда совершатся все пророчества над нами, чтобы совершилось самое главное пророчество Христа над каждым из нас: там, где Я, там и вы будете со Мною. Аминь.
16 февраля 2021 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома