О ком думает Господь?

23.02.2021
Просмотры: 1470

«Закхей не просит ни о чём. Но Бог о нём думает. Становится это понятно только после слов Закхея, почему. Закхей говорит Христу: я пол имения моего отдам нищим, и, если кого я чем обидел, я возвращу вчетверо. Представляете, Бог думает о тех, кто думает о других».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

О ком думает Господь? О ком думает Господь? Как понять, что Он думает о тебе? Это вопрос не праздный, потому что нередко мы так и говорим: Господь меня забыл, не чувствуется, что Он думает обо мне, потому что вокруг столько разных обстоятельств, столько сложностей, столько проблем, болезней, слёз, криков, надежд, отчаяния, одиночества, предательства, всё плохо. Где же Бог? О ком Он думает?

И иногда смотришь на другого человека, у которого всё так благополучно, но ты-то знаешь, насколько этот человек плох, и говоришь: ну, да, вот кто вроде бы хороший, тому плохо, а кто плохой, тому наоборот хорошо. Сегодняшнее Евангелие о встрече Христа с Закхеем отвечает на этот вопрос: когда Господь думает о нас? И парадоксально, что не тогда, когда мы Его о чем-то горячо просим только лишь, или тогда, когда какие-то случаются особые обстоятельства в нашей жизни, когда совсем без неба не обойтись. По врачебному, когда врач говорит: остаётся только молиться. Не только тогда.

Вот этот Закхей, человек, который в своем народе был, скажем так мягко, особо не пользующийся авторитетом, человек, который собирал подати, налоги. Это был государственный чиновник. Сегодня это словосочетание звучит нередко точно также, как и тогда – Закхей. И к нему относились с внешним почтением – чтобы чего не вышло. А уж дома таким доставалось сполна от простых людей. И кстати, вот тоже удивительный факт. Иногда понятие «простой человек» заключается в том, что ты можешь обо всех всё говорить, но тихо, шёпотом и дома. Но как бы там не было.

Господь заметил этого Закхея и говорит ему: пойдём, Мне нужно сегодня быть в твоём доме. Что произошло? Вот, наверное, окружающие люди сказали бы: ну, сейчас он сполна получит за слёзы всех людей, и поделом ему. Ну, вот сейчас, наверное, должно произойти в его жизни что-то такое, что полностью её поменяет. Ведь здесь такой Гость. При этом Христос, когда приходит к нему в дом, не совершает там чудо исцеления, как допустим у сотника, который просит Его об этом, или, когда приходит в дом к апостолу Петру и поднимает его тёщу, или, когда останавливает траурную процессию, которая хоронит единственного ребенка вдовы из города Наина, и воскрешает этого ребёнка; тогда да, вокруг было бы торжество особенное.

Закхей не просит ни о чём. Но Бог о нём думает. Становится это понятно только после слов Закхея, почему. Закхей говорит Христу: я пол имения моего отдам нищим, и, если кого я чем обидел, я возвращу вчетверо. Представляете, Бог думает о тех, кто думает о других. Всё, что сделал Закхей – он думал о тех самых нищих и о тех самых, которых обидел. То есть он не был согласен с тем, что он сделал. И хотя это сделал отчасти потому, что требовали этого обстоятельства. Но его совесть на этом не успокоилась. Он всё хотел обратно вернуть.

Но где найти ту самую точку, на которой развернуться и стать другим? Очень часто мы эти точки быстро проходим в своей жизни: обидели, сказали, на кого-то дурно посмотрели, о ком-то плохо подумали, пересказали чью-то сплетню другому, а потом услышал тот человек, а нам всё равно, что подумает. Ну, так говорят. Ну, больше с этим человеком не встречусь. Да, не сказал «спасибо». Да, случайно толкнул и не признался, что это я. Да, был нечестен, соврал, может уже не увидимся с этим человеком. И пошёл дальше, как будто бы оставаясь простым человеком, глядя на других людей. Но за собой перестаешь это чувствовать вот именно тогда, когда ты перестаешь думать о других, о тех, которые через тебя заплакали или отчаялись, или от твоей подножки споткнулись, или от твоего дурного слова обозлились, вот тогда, когда ты перестаешь думать о других, о тебе перестает думать Бог.

Парадокс Божественной любви. Да, именно так. Именно тогда мы начинаем говорить: да, что же такое, всё из рук вон плохо, всё валится, всё рушится. Как исправить? Вспомни тех, ту, того, которых, которую, которого ты вчера обидел. Ну, которому ты не перезвонил или которой ты не ответил, которому ты соврал или перед которой ты скривил душой, вспомни этих людей. Вот ровно с этого момента Бог подумает и о тебе.

Почему так? Да, потому что, когда ты в своей совести освобождаешь вот это самое сокровище, в кавычках, которым ты живёшь, и думаешь, что «сейчас жизнь такая, нужно быть таким, знаете ли, с локтями и клыками и колени повыше поднимать, и громче кричать, и чаще нажимать на кнопки телефона, жизнь такая». Вот как только ты поймешь, что жизнь, она, заключается в том, какие мы по отношению с другими, вот только тогда ты найдёшь в себе место для Него, для Отца, для Бога, потому что Бог всегда является нам другими людьми.

Помните притчу о страшном суде: «кто накормил Меня, кто напоил Меня, кто в темнице посетил, кто в больницу пришёл, тот всё это Мне сделал», - говорит Христос. И скажете Ему: когда мы всё это видели? Да, вот когда как раз и посещали больных, немощных, когда думали о других, когда не говорили: «да, мне всё равно». А когда говорили на молитве: как же мне не всё равно об этом человеке, я его обидел, Господи, прости меня, помоги этому человеку.

И не потому, что он не заслуживает этого грубого слова, но потому что это грубое слово я сказал не с любовью, а с ненавистью, потому что я этим грубым словом, как допустим, своего любимого человека могу остановить от какого-либо дурного шага; здесь я осудил, здесь я оклеветал, здесь я доверился мнению, но не своему сердцу. Вот поэтому сердце начинает умолкать. Вот этот самый Закхей, о котором сегодня мы вспоминаем, он ведь как раз и думал о других людях. Да, и кстати, вот этот момент, когда всё поменялось в нём, стал, конечно же, Христос. Вот ради себя он что-то для других навряд ли сделал бы. Именно так и происходит в нашей жизни.

Мы иногда думаем: ну, как же тут поменяешь отношения, а что потом обо мне скажут? А как я потом буду выглядеть? А вдруг меня не заметят? Забудут? А что же подумают? Вот эта самая точка невозврата – это точка я, а точка возврата – это Он. Закхей Христу говорит: благодаря Тебе я всё поменяю в своей жизни, то есть теперь я знаю, ради чего я это сделаю. И пусть я глупо буду выглядеть в глазах других людей. Да, сегодня отнял, а завтра пришёл и сказал: на тебе ещё больше. Странный какой-то. Сегодня обидел, а завтра пришёл, сказал: прости меня. Ну, хорошо, если это так, а вдруг это не так, вдруг это не искренне.

Да, как раз вот эта странность и есть вера в Бога. Она позволяет нам возвращаться обратно к Нему, и сначала, да, казаться странными, но затем становится совершенно понятно, это не странные, это сильные, потому что только трусливый никогда не поменяется. Только лживый никогда не попросит прощения. Только погибающий душой никогда не признается в своих любви или дружбе. Потому что вот это самое «я верну, я отдам, я возвращу, я восстановлю справедливость не ради себя, а ради Тебя, Господи» - это есть наша сила человеческой жизни. Вот тогда Господь и думает о человеке – тогда, когда ты думаешь о других.

Знаете, еще после слов мне хотелось бы добавить. Вот когда нам часы говорят об этом: такая большая усталость, все вокруг устали. Конечно, бы задаться правильным вопросом: от чего? От своих обид на других? От своей неблагодарности? От своей нерадости? Кто тебя лишает радости этому сегодняшнему дню? Пусть он будет пасмурный или морозный, идёт снег или светит солнце, кто же лишает тебя радости и сказать: «Господи, благодарю Тебя за этот день, который видят мои глаза и за тех людей, которых вижу я вокруг»?

Кто же лишает тебя этой радости? Этой радости лишаешь себя сам, когда вокруг только ты. Мои всякие «хочу», «буду - не буду», «нравится - не нравится», ну и так далее. Вот тогда ты становишься одиноким, когда вокруг только ты, когда ты ни о ком больше не думаешь и не радуешься никому. Тогда и Господь как будто бы не думает и о тебе.

Но даже и здесь не вся правда, потому что на самом деле, конечно, Бог не оставляет нас, поэтому и Закхею говорит, что Я пришёл грешных спасти. Я пришёл спасать. Я пришёл, чтобы в этом круге твоей собственной жизни, где твои отражения, твои образы, виртуальные или какие угодно, стать, - говорит Господь, - Своим образом, показать направление к движению. Вот он путь. Но чтобы это произошло, нужно перестать думать только о том, что ты говоришь «это моё».

Сейчас за Божественной литургией во время совершения освящения, преложения Святых Даров, во время, когда мы услышим слова «со страхом Божиим приступите», и священник вынесет Чашу с Телом и Кровью Господа и Спасителя Христа, тогда посмотрим в сторону этих Царских врат, в которых будет Он в Своих Тайнах глазами Закхея, ну, хотя бы попробуем, и скажем Ему уже сегодня: я возвращу то, что забрал у других, кого обидел, я постараюсь исправиться, я перестану больше забывать или игнорировать эту боль и обиду, я наконец-таки с ней разберусь, Господи. И тогда Господь ответит каждому из нас: Я пришёл спасти Своих.

Тогда Он нас и услышит, когда мы услышим многоголосие своей совести, говорящее нам голосами тех других. Ну, что ж, дерзнем? Попробуем? Постараемся? Может хватит нам мужества и сил вслед за Закхеем, не потому что всё у нас получилось и настроилось, а потому что это точка возврата, скажем: Господи, я верну не своё тем, у которых отнял, а вот своё сердце и свою душу Тебе, Господи, верну. Аминь.

14 февраля 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1470