«Сегодняшний день Собора святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого открывает нам великую тайну милосердия Божия. Бог каждого из нас по-особенному чтит и любит, по-особенному спасает и жаждет, и желает всем нам вечной жизни. Бог, давший нам жизнь, тоскует без нас, когда мы в своей жизни забываем о Его имени».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с праздником Собора святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, с престольным праздником нашего храма, освященного в честь Трех святителей.
История сегодняшнего праздника очень удивительна и поучительна. Праздник берёт начало в XI веке, когда среди благочестивых людей всё больше и больше разгорались споры. И о чём тогда спорили наши благочестивые предки? Они спорили о том, кто из этих трёх святителей более всего угодил Богу. Вот кажется, какой хороший, правильный и благочестивый повод для спора: кто в своей вере, в своём примере, в своем уповании на Бога, кто в жизни, которая состояла из веры во Христа более угоден Богу?
Очень часто в наше время споры рождаются совершенно по другому поводу: кто бывает хуже? Одни говорят: «один», другие говорят: «да нет, я знаю ещё худшего». Но тогда наши благочестивые предки спорили об учителях: который из них более всего прославил имя Христово? Когда я перечитывал это описание, то невольно пришла мысль, которая заставила встрепенуться совесть. А мы часто ли спорим, даже для себя самих о том, кто более угодил Христу? Часто ли мы себе в пример и в назидание приводим людей, которые своей жизнью показали веру во Христа? Часто ли они занимают наш ум?
К сожалению, будем совершенно честны и откровенны перед своей совестью, такое бывает очень и очень нечасто. Разве что, когда прочитаешь житие святого, память которого сегодня празднуется, и то ненадолго хватает вот этой внутренней ревности о том, каков же был человек: вот бы как он научиться молиться, вот бы как он терпеть скорби, вот бы научиться у него также твердо исповедовать веру во Христа, вот бы он стал моим учителем.
Чаще всего мы из виду своей совести выпускаем это, и там поселяются совсем другие примеры. Но вот тогда люди разделились на три целых движения, как сказал бы современный исследователь, на три партии. Одни говорили, что святитель Василий Великий заслужил честь и похвалу. Другие говорили, что, нет, Григорий Богослов своими назиданиями и глубоким творчеством в богословии заслужил и снискал особую любовь. Третьи говорили: нет, Василий Великий показал пример и милосердия, и сострадания, и многое оставил для своих учеников, и он заслужил ещё большее почтение. И собственно говоря, состязались они не только в именах этих святых, но и в подражании им.
И тогда однажды местному святителю, митрополиту Иоанну в ночном откровении, во сне явились, как повествует описание сегодняшнего праздника, сначала по одному, а затем и вместе три святителя, и говорят ему: мы все имеем у Бога одну славу, и все мы втроём послужили Ему, и никто из нас не больший, не меньший, но все пред Богом мы одинаковы в Его Божественной к нам любви. И если вы поминаете одного из нас, то и вспоминаете и двух других, и никто из нас не ревнует о большей славе у людей, потому что мы имеем самую большую славу у Бога.
Когда же святитель Иоанн пробудился от сна, то рассказал о своем видении всей Церкви, и это положило окончанию всяких споров о том, кто же из этих трёх святителей более всего потрудился перед Христом. В этом повествовании есть ещё одно очень важное и назидательное: велик не тот, кто оставил после себя особую память, а тот, кто веру во Христа от жизни временной принёс к жизни вечной, кто эту веру не потерял, не растратил, не ослабил, не отчаялся, кто ревновал не о себе, а о Христе.
Нередко можно услышать: что же скажут о тебе люди? что ж тебе они подумают? Что ж ты оставишь им? Но подлинное наследство и подлинное сохранённое имя только в вечности у Бога. О многих мы не помним, но многих любит Господь. О многих мы и не помышляем, и забываем об их жизни, но души их в вечном Царстве у Того, Кто есть причина всякой жизни. И напротив, бывает так, что некоторых мы сами и горячо помним, и вспоминаем, но имя их только светится перед людьми, но не перед Богом.
Пример сегодняшнего праздника ещё и в том, о чём сами святители говорят: мы все втроём показывали и проповедовали Христа. Мы не говорили о Боге, мы жили Им. Мы не рассказывали о Нём, а сами Его именем и Его любовью, последовательным служением Его слову воплощали Господа и Спасителя в своей жизни.
Говорить о Боге и жить во Христе – это не одно и то же. И вот святители показали нам пример жизни во Христе, и не потому, что таков был их выбор. Ну, понятно, они были архиереями, святителями, и им ли не говорить о Христе. Но о Христе говорили их каждодневные дела.
Вспомним и Иоанна Златоустого: сколько он претерпел, сколько ему пришлось перенести на себе тяжестей испытаний. А сколько Григорий страдал от своих болезней. А сколько Василию Великому пришлось перенести незаслуженных поношений. И каждый из них в своё время совершал свой жизненный подвиг, не потому что был облечен в одежду священника, а потому что всецело предавал себя служению Богу. И это служение совершал в сердцах других людей. Он служил Богу тогда, когда любил другого человека.
Каждый из этих святителей служил Христу тогда, когда протягивал руку ближнему. Каждый из них служил правде тогда, когда заступался за обиженного человека. Каждый совершал свою жизнь и был счастлив тогда, когда ради Христа мог что-то сделать для других, для тех, кто рядом, да и самим потерпеть Христа ради.
Праздник, который объединяет трёх святителей ещё говорит нам о том, что просвещённые Духом Божиим люди делаются Его драгоценным сосудом, говорит нам о том, что никакая человеческая память или никакие человеческие силы не могут воистину открыть наш человеческий образ так, как открывает этот образ дышащая в нас благодать Божия.
Тот, Кто дал дыхание, Тот и дышит в нас. Тот, Кто подарил нам жизнь, Тот и делает её счастливой. Тот, Кто воззвал нас из небытия к бытию и к вечному бытию, ибо наши души бессмертны, Тот и дает нам надежду этой вечной жизни. Память о святителях показывает нам, что сила человеческая совершается в полноте, в широте своего внутреннего содержания только тогда, когда мы драгоценную свою жизнь, как трепетное пламя свечи, отдаем в руки Божии, в Его руках ни одна свеча не гаснет, в Его руках все мы согреваемся этим теплом и светом.
Сегодняшний день Собора святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого открывает нам великую тайну милосердия Божия. Бог каждого из нас по-особенному чтит и любит, по-особенному спасает и жаждет, и желает всем нам вечной жизни. Бог, давший нам жизнь, тоскует без нас, когда мы в своей жизни забываем о Его имени.
Пусть сегодняшний день памяти этих великих святителей и учителей Церкви научит каждого из нас ревновать о дарах больших, в каждом человеке видеть пример его добрых дел и стараться подражать этим делам, и уж если и ревновать о другом человеке, то не о скверных делах его, а о делах, которые он совершал исполненный веры и надежды.
Память о святителях пусть их молитвами согреет и в каждом из нас дыхание Духа Божия, чтобы этим дыханием жизнь нашу сделать полноценной, без ущерба и без убытка, чтобы эту нашу временную жизнь сделать началом жизни вечной, где три святителя и со всеми святыми, угодившими Богу, совершившими человеческий подвиг жизни, прославляют имя Того, Кто есть причина всему. Аминь.
12 февраля 2021 года. храм Трех Святителей города Пятигорска