О причинах наших неудач

20.02.2021
Просмотры: 1533

"Апостол в своём послании обращает наше внимание как раз на то самое, от чего все наши неудачи. Что является вот этим самым источником постоянного внутреннего распаления наших чувств? Что является источником того, что приближает нас не к небу, а к геенне, о которой говорит апостол – необузданный язык, то, что мы изрекаем".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Смысл нашей духовной жизни. Почему у нас не всё получается? Вот, чтобы ответить на этот вопрос: «почему у нас не всё получается?», я хотел бы вернуться к сегодняшнему чтению святого апостола.

В своём Послании апостол Иаков пишет следующее. В общем-то, о чём мы очень хорошо знаем, но вот напомнить это своей совести было бы очень полезно: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть». (Иак III, 1-10).

Апостол в своём послании обращает наше внимание как раз на то самое, от чего все наши неудачи. Что является вот этим самым источником постоянного внутреннего распаления наших чувств? Что является источником того, что приближает нас не к небу, а к геенне, о которой говорит апостол – необузданный язык, то, что мы изрекаем.

Святые отцы говорят о том, что грех становится нашей частью тогда, когда мы произнесли его или когда мы сотворили его. Когда этот грех ещё только роится в нашей голове, когда только приходит к нам помысл, то сам грех ещё не прилепляется к человеку. Но вот как только мы произносим какое-либо дурное слово или, как только этот помысел мы воплощаем в делах нашей жизни или в звуке нашего языка, тогда мы становимся повинными в нём.

Кто сможет не осуждать другого человека? Кто сможет смотреть на другого человека и бесконечно внутренне радоваться ему? Кто сможет слушать сегодняшние новости и говорить, как всё хорошо вокруг? Кто сможет, глядя на своего соседа говорить, что сотворенный человек по образу и подобию Божьему совершенен? Никто не сможет.

И не потому, что это не так, но потому что нередко лукавая мысль, которая вкладывается в наше сердце, разрушает нас для одной единственной цели – что всё вокруг несовершенно. Как только ты начинаешь об этом говорить языком, тогда это несовершенство становится твоей собственной трагедией. Как удивительно говорит апостол: язык – самый маленький член, но посмотри, как огонь бывает небольшим, а сколько вещества сжигает.

Как бывает, одно слово, сказанное другому человеку, совершенно короткое или несколько слов, сказанные другому человеку в состоянии своего внутреннего недоумения или возмущения, изменяют жизнь этого человека, и нередко становятся препятствием для его надежды и для его упования. Как часто наш язык становится тем самым маленьким рулём, которым управлялся бы корабль, напротив, он становится брошенным местом, которое отдаёт весь корабль, всю нашу жизнь волнам и ветрам.

Так всегда бывает. Сначала понемногу, иногда что-то скажешь, а затем входишь во вкус дурного слова. И уже сначала однажды сказанное, прокомментированное, отвеченное становится постоянным изрыганием нашего несчастного воспаленного языка и частью нашей жизни. И тогда эти волны покрывают всю корму, сносят паруса, и тогда корабль нашей жизни, вся наша жизнь становится неуправляемой и движет нас к тому, чтобы окончательно погубить её. Особенно об этом важно думать, когда от тебя так ждут слова и когда спрашивают тебя: что ты скажешь по этому поводу? или что скажешь об этом человеке? Тогда помни, что всё сказанное тобою станет самим тобой. Тогда, если ты видишь дурного человека, и кто-то скажет тебе: что ты скажешь о нём?

Скажи так: помолимся о нём, чтобы Бог помог ему исправиться. И если кто-то спросит тебя: что ты скажешь об этом времени, как поступить? Тогда ответь словами Евангелия: сколько Бог питает малых птиц, (помнишь, как в Евангелии сказано), неужели ты меньше этих малых птиц, и Бог о тебе не позаботится? И на всякое желание сказать и ответить, на всякое желание обозначить и высказать своё мнение, ищи то мнение, которое и тебя самого сделает наследником жизни вечной.

Ведь о грешнике, как о больном, может сказать врач: этого не берите, всё бесполезно. А любящий врач скажет: возьмём его, сделаем последнее, что возможно, а там, как Бог даст. Так и наш язык пусть находит такие слова, которые бы дарили надежду и самое драгоценное, которые бы низводили благословение Божие на всех нас, чтобы нам не быть, как говорит апостол: одними устами благословляем и этими же устами проклинаем. Да не будет так. Аминь.

9 февраля 2021 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

1533