О прощении греха

18.02.2021
Просмотры: 1320

«Когда я говорю: я грешный – это означает: «Господи, я нуждаюсь в Тебе». Это, как если бы я пришёл к источнику и сказал: «я хочу пить», и тогда бы я протянул руку к этой живительной влаге и начал насыщать себя. Я грешник, я первый из грешников – это тот, Господи, кто первый нуждается в Тебе, без Тебя мне не разобраться в своей жизни, без Тебя мне ничего не устроить правильно, нормально, без Тебя мне не видеть, что делать дальше, без Тебя никак, Господи. Я первый из грешников. Я первый, кто нуждается в Тебе».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы очень часто слышим это слово о грехе, и для некоторых из людей, и тех, которые привыкли бывать в храме, и живут общинной церковной жизнью, и для тех, которые ещё далеко отстоят от храма по разным причинам, слова «грех» и «грешник» сразу ассоциируются с чем-то особенно церковным. Но смотрите, что пишет апостол своему ученику. Он пишет, что Господь пришел избавить от греха. С чего начинается это избавление?

Оно начинается не только от Неба, и надо сказать, что для некоторых, особенно тех людей, которые еще не познали истинную любовь Божию, кажется, что любовь Божия – это всё и всегда простить. Это не так. Если бы нас наши родители всегда и во всём прощали, кто бы из нас вырос? Избалованные, израненные, ненадежные и глупые дети, которые стали взрослыми. Но мы помним из своего детства, что наши родители прощали нас только тогда, когда видели в нас исправление того дурного поступка, который мы совершили.

Вспомним все наши ссоры и обиды. С чего они начинаются? Я прав. Ну, не совсем, может быть, ну, конечно, не во всём, может быть, где-то я был горяч, но по большому счёту, если уж так посмотреть на меня, особенно, через других, я тут точно прав, я прав. Сначала поссорились, а потом не можем примириться. Не можем примириться, потому что я прав.

Что говорит апостол своему ученику? Бог пришёл грешников спасти, но, чтобы вот это самое Его спасение и Его любовь усвоить себе, он говорит: из грешников я первый. Он не говорит об этих полутонах, об этой полуправде, потому что грех, как и болезнь, не бывает в большей или в меньшей степени, хотя и говорят, что можно болеть легко, можно болеть нелегко. Но болеть – это уже не быть здоровым.

Грех, если проникает в душу человека и прилепляется к ней, то только через то, что я сам себе внушаю: ну, я прав. Даже если внутри себя иногда думаю, что может быть не во всём, ну, немного, ну, в общем-то, в целом. Любовь Божия усваивается такой душой, в которой для неё есть пространство. Но эта любовь проникает через покаяние, через ту самую досаду, которую я открываю перед Богом, через раскаяние.

Как апостол говорит: я первый из грешников. И замечу, это не означает, что я хуже всех, и то, что все вокруг хорошие, а я один плохой. Нет, это уже совсем другая крайность, впрочем, такая же крайность, как считать себя лучше всех.

Когда я говорю: я грешный – это означает: «Господи, я нуждаюсь в Тебе». Это, как если бы я пришёл к источнику и сказал: «я хочу пить», и тогда бы я протянул руку к этой живительной влаге и начал насыщать себя. Я грешник, я первый из грешников – это тот, Господи, кто первый нуждается в Тебе, без Тебя мне не разобраться в своей жизни, без Тебя мне ничего не устроить правильно, нормально, без Тебя мне не видеть, что делать дальше, без Тебя никак, Господи. Я первый из грешников. Я первый, кто нуждается в Тебе.

И дальше говорит следующее, удивительные слова. Тогда, - говорит он, - Господь на мне первом и покажет Свое долготерпение и милосердие, и силу, и любовь. Осознать свой грех – это равно тому, что осознать, что у тебя есть Отец, который может помочь тебе подняться.

Повторюсь, каким бы этот грех не был. Да, бывает, ты просто споткнулся, но бывает и от лёгкого спотыкания изменяются все дороги жизни. Бывает и от совершенно, казалось бы, какого-то небольшого, маленького промаха в своей жизни можно потерять очень и очень много, потому что от промаха, если ты не ищешь истинную цель, ты начинаешь жить промахом. Ты постоянно всё больше и больше будешь отклоняться от подлинной цели, от Того, Кто есть начало и конец, смысл и жизнь, Кто есть вечность, Отец, подаривший нам жизнь и истинный Бог.

Теперь, когда мы размышляем о своей жизни, о собственных грехах, вспомним пример апостола, который он дает сегодня всем нам: я первый из грешников. Но Бог пришел грешников спасти, и спасает Он не всех, а тех, кто ищет Его. Спасает Он не любого, а тех, кто открывает свою собственную дверь жизни. Почувствовать нужду в Боге – это, собственно говоря, и начать спасать свою бессмертную, вечную душу.

Сейчас, за Божественной литургией, после этого слова, которое, очень верю, попало в самую глубину нашей совести, помолимся о том, чтобы Бог этому слову дал силу для роста, чтобы я, когда говорю о себе самом перед Ним, я не просто говорил: «грешен, как и все».

Я первый среди грешников, потому что так нуждаюсь в Тебе. Я не как все, Ты меня создал не как всех, Господи. Но меня создал особенного для Себя единственного истинного Бога. И так каждый из нас особенно любим Богом и создан как особое создание.

Все вместе мы только Его дети, но моя жизнь и мой выбор, и моя свобода, и моя надежда, и моя любовь всегда пред Богом не как все, а моя особенная. И вот этой своей особенной любовью и особенной жизнью, своей свободой повторяю за апостолом: Бог грешников пришёл спасти, от них я первый, но я первый, Господи, на котором Ты милосердствуешь, долготерпишь, на котором, Господи, Ты являешь Свою любовь. Аминь.

7 февраля 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1320