«Простота Божия заключается в Его простой любви к человеку. Бог не ищет от нас особых подвигов, Бог не ждёт от нас особых деяний, каких-то сверхважных и значимых принятых решений. Он как любящий Отец ждёт от нас протянутой руки и слова: «Отец, помоги мне», «Отец, не оставь меня», «Отец, исправь меня, дай мне ещё один шанс Твоей любви, чтобы самому всё исправить в своей собственной жизни».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, со всеми вами разделяя сегодняшнее торжество Богоявления, Крещения Господня, всем сердцем молюсь Господу, чтобы Он явил на каждом из нас Свою богатую милость, молюсь Господу о том, чтобы Его явление стало самым настоящим и живейшим событием нашей собственной жизни.
Сегодня Церковь воспоминает Крещение Господне. Из Священного Евангелия мы знаем, что в этот день Господь пришёл на Иордан и там от Иоанна Крестителя принял крещение не потому, что нуждался в этих водах, дабы их посредством очистить Себя, ибо безгрешен, но потому что в Нём, в Боге нуждается каждый человек.
И Он приходит в нашу человеческую жизнь, побуждаемый, движимый Своей любовью к нашей нужде. Подлинно произносит блаженный Августин слова: метется наше сердце до тех пор, пока не успокоится в Нём, в своём Создателе. И вот сегодня Господь приходит к Иордану, чтобы мятущемуся нашему сердцу, смущающемуся нашему уму от всех обстоятельств жизни, от того, какой она бывает и чем она бывает наполнена, дать Себя. Смятению положить конец Своим миром. Смущению положить конец Своей любовью. Смерти положить конец Своим воскресением.
Когда Христос был в Иордане, Иоанн Креститель прикоснулся вверху главы Его, тогда разверзлись небеса, и присутствующие там и видящие стали свидетелями сошествия Духа Святого в виде голубя, а ещё услышали гром говорящего Бога Отца: «это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф 3:17). Бог сегодня Себя являет человеку во всей великой Своей тайне и простоте, в образе Святой и Живоначальной Троицы: Бог Отец говорящий, Бог Сын крестящийся и Бог Дух Святой сходящий в виде голубя.
Кому-то может показаться всё это сложным для восприятия. Но тайна Божия достижима и понятна для человека с чистым сердцем, для человека с прямой совестью, той самой прямой совестью, о которой Иоанн Креститель говорит: исправьте пути свои, сделайте их прямыми.
Понять Бога, принять Бога, почувствовать Его совершенно естественно. Все наши закоулки жизни, в которых мы прячем или своё прошлое, закоулки своей жизни, в которых мы остаёмся неизменными в своих не самых лучших привычках, обычаях, они не дают возможности свету проникнуть в самый центр нашей жизни.
Проще говоря, чем больше мы сами утяжеляем, усложняем, заковыристее делаем свою жизнь своими обидами, ссорами, своим недовольством, своей неблагодарностью, своими слабостями, тем тяжелее этому самому свету достигнуть самой сердцевины нашей жизни. Крещение Господне, как высокая волна, которая в мгновение на берегу нашей жизни изглаживает все наши песчаные крепости, замки, которые мы без устали строим в своей жизни.
Через воды Крещения Бог даёт нам новую гладь нашей жизни, через воды Крещения Господь даёт нам простор для нового шага в жизни. Он разгребает все наши завалы, которые мы нередко своими поступками громоздим в себе самих.
Простота Божия заключается в Его простой любви к человеку. Бог не ищет от нас особых подвигов, Бог не ждёт от нас особых деяний, каких-то сверхважных и значимых принятых решений. Он как любящий Отец ждёт от нас протянутой руки и слова: «Отец, помоги мне», «Отец, не оставь меня», «Отец, исправь меня, дай мне ещё один шанс Твоей любви, чтобы самому всё исправить в своей собственной жизни».
Сегодня, когда мы совершаем Великое освящение воды и воспоминаем Крещение Господне, мы своё сердце наполняем этой простой важной мыслью: Бог прост. И сегодня, что Он хотел бы вот этой самой водой смыть все наши песчаные замки, дабы мы начали свою жизнь, строя свои дома, на твердом основании, не на песке своих страхов, отчаяний, подозрений, обид, а на камне своих веры, надежды, любви.
В этот день мы, повинуясь благочестивой традиции нашего народа, приходим, чтобы взять крещенской воды, и, несомненно, знаем, что Бог заключил в неё Своё дыхание, Свою благодать, Себя Самого, освятив эту воду Своим восшествием в неё, снишествием тогда в Иордан, и ныне в освящаемые воды, когда мы увидим погружаемый в них крест Господень.
И, взяв вот это заключённое в эту воду дыхание Божие, будем с особым тщательным рассуждением относиться к нему. И когда мы будем ею окроплять и себя самих и своих родных и близких, и когда мы принесём эту освященную воду домой и преподнесем её тем, кто в наших домах, как великую святыню, будем знать, что теперь в нас во всех дышит Он.
И самое драгоценное, и самое главное – не будем препятствовать этому дыханию, не будем сбивать это дыхание Его в нас через свою вечную суету и возню, в которой мы не редко, а часто, очень часто сбиваемся и в дыхании, и в жизни, и уповании, и в надежде.
Каждый из нас, глядя на эту воду, ищет Его силы. И в особенности, наверное, в это время, когда Господь посетил нас немалыми испытаниями: и болезнь, которая поражает людей, и с некоторыми мы расстаёмся, и усталость от этой болезни, и то, что перед ней оказываются все совершенно равны. И перед всем этим кажущимся безусловным явлением мы предстоим не своей силой только лишь ума, опыта, навыков, а мы противостоим силой любви Божией.
Когда мы будем брать эту воду и когда мы будем прикасаться к ней, мы будем говорить: «Господь с нами, Бог Господь явись нам». Мы будем в этой воде видеть Его воплощенное явление, Его благодати в этой освященной воде, как Его присутствия в нашей жизни, и говорить себе с уверенностью: сам я создание слабое, но с Тобой, Господи, не упаду; сам я создание, изменённое из-за своих грехов и из-за своих дурных поступков, но с Тобой, Господи, не сгину; сам я создание не всегда благодарное, создание, в котором живут опасения и подозрения, но с Тобой, Господи, я как на камне. Моя жизнь, Господи, самого по себе, как песочный замок, но в Твоих руках, Господи, всё делается незыблемым и твёрдым. И если Ты, Господи, сохранишь, то не напрасны и труды мои.
Эта самая Великая Агиасма, крещенская вода пусть для каждого из нас станет важной частью вот этого внутреннего упования на Бога. С Тобой, Господи, не сам я. С Тобой, Господи, и простить легче. С Тобой, Господи, и любить надежнее. С Тобой, Господи, и дружба настоящая. С Тобой, Господи, и жизнь со смыслом. С Тобой, Господи, я живу и не только в этой временной, но с Тобой, Господи, и в вечной жизни. Дай мне, Господи, Своего дыхания, этой великой святыни. Дай мне, Господи, обновления моей жизни. Дай мне, Господи, утешения в моей жизни и научи меня, Господи, Тебя любить и Тебе служить. Научи меня, Господи, любить Тебя так же, как Ты, Господи, любишь всех нас.
Сегодня Иоанн касается вверху главы Христа Спасителя и через его прикосновение человека к Богу это самое прикосновение пусть почувствует каждый из нас, и когда мы возьмем в руки эту самую освященную воду, и пойдем с ней в свои дома, будем четко знать: вот и моя рука прикоснулась к Его голове.
С трепетом, с сыновней благодарностью, с надеждой, с любовью будем хранить это прикосновение и с драгоценностью своего упования на Него жить этим Его дыханием. Сегодня Бог явил Себя миру. Явим и мы себя Ему такими, какие есть со всеми своими песчаными замками и закоулками, явим себя Свету, чтобы этим Светом просветить свою жизнь и сделать ее прямой, явим себя Тому, имя Которому любовь, чтобы и через свое явление Ему себя, через свое покаяние, через свою надежду, через вот это свое держание за Него, жизнь свою исправить и наполнить светом прозрачной крещенской воды.
Помолимся о сошествии Духа Святого, помолимся о благословении этих вод, и сейчас сугубо попросим: Господи, смирившийся до человеческого облика, вознеси, Господи, и нас до образа Своего, подаривший нам Свой свет и Свою любовь, прими, Господи, и нашу надежду. Бог Господь, явись нам. Аминь.
19 января 2021 года. Никольский собор Черкесска