«Ненависть Ирода к Младенцу – как ненависть тьмы к свету. Но граница этой ненависти всегда проходит через нас самих. И вот сегодняшнее повеление ангела, который говорит Иосифу: «восстань, возьми Младенца и Матерь Его и беги из этого места», - это то же самое, что частое повеление нашей совести, которая говорит нам: «оставь это место, оставь эту привычку, оставь эту привязанность, оставь то место, в котором ты сейчас находишься и ту жизнь со своими привычками».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы назидаемся Евангелием. В Евангелии мы совершенно явным образом слышим обращённый к нам голос Божий.
Я хотел бы вновь вернуться к тому Евангелию, которое мы только что слышали, перечитаю его по-русски для лучшего понимания церковнославянского языка, и поразмышляем над этим Евангелием.
«Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». (Мф II, 13-23).
Имя Ирода вошло не только в историю повествования земной жизни Господа и Спасителя Христа, но это имя стало нарицательным и среди многих народов. Когда слышишь: «ах, ты ирод», тогда понимаешь, что это обращение к человеку, который поднял руку на жизнь ребенка, что это жестокий человек, что это человек, в котором ненависть настолько сильна, что ничто не может его остановить.
Сегодняшняя история о том самом Ироде рассказывает нам о том, как его ненависть к Младенцу, ещё и после осмеяния волхвов, которые не пришли к нему, чтобы рассказать, где нашли они этого Божественного Младенца, поднимается настолько выше его человеческих сил, что желает погубить всякого младенца. Как и сегодня мы читаем в Евангелии: избивает тысячу младенцев от двух лет и ниже.
Что же мы видим в сегодняшнем евангельском повествовании из того, что может назидать нас? Тьма, дьявол, ненависть, нечеловечность всегда жаждет погубить слово Божие. И сейчас мы будем говорить о том, что покушается на слово, которое живёт в нашем сердце, в нашем уме, да и на Само Слово.
Итак, воплощение Христа стало воплощением Слова Божия: «и Слово стало плотью, и обитало с нами полное благодати», - говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Мы много в нашей жизни слышим добрых и назидательных и полезных слов. Эти слова, произнесённые нашими родителями или нашими друзьями, произнесенные нашими духовными наставниками, слова, из строк Священного Писания, попадают в наше сердце и мало-помалу начинают находить для себя место, потому что доброе слово всегда ищет возможность укорениться.
И вот как только доброе слово начинает укореняться в человеке, приходит ирод, изменённый, испорченный, искажённый, озлобленный образ сомнения, нелюбви, который часто, живя, торжествует в нашем мире. Вот этот ирод говорит: «да, что ты? ну, что ты так уцепился за это слово? Ну, можно его немного изменить». Или не это, самое страшное. Или какие-то другие находит причины, чтобы в нас то самое доброе слово, которое нам говорила мать или отец, изменить настолько, что, кажется, его и нет вовсе.
Чтобы совершить какой-либо поступок, а потом с горечью говорить: ну, ведь говорили же мне. Ирод ненавидит Младенца, потому что знает, что возрастание Младенца приведёт и его самого к умалению его царства, которое от мира сего. Более того, он знает, что возрастание этого Слова в ничтожество обратит его собственные слова, основанные на ненависти и нелюбви, потому что свет, когда светит, то тьма расступается перед ним.
Ненависть Ирода к Младенцу – как ненависть тьмы к свету. Но граница этой ненависти всегда проходит через нас самих. И вот сегодняшнее повеление ангела, который говорит Иосифу: «восстань, возьми Младенца и Матерь Его и беги из этого места», - это то же самое, что частое повеление нашей совести, которая говорит нам: «оставь это место, оставь эту привычку, оставь эту привязанность, оставь то место, в котором ты сейчас находишься и ту жизнь со своими привычками».
Имея в виду свою страстную привязанность, в которой ты сейчас находишься, ибо это всё может погубить младенца, слово в тебе, брось то, что стало опасным для твоей жизни, сейчас, не когда-то, не тогда, когда придёт время, а сейчас поменяй свою жизнь, сейчас встань, - говорит, - и беги, потому что от греха только бегом послушания можно спастись, потому что от проклятия ненависти только благословенной любовью к послушанию Слову можно избавить себя.
Иосиф вместе с Марией, немало натерпевшись, принимают это повеление и бегут из этой земли, чтобы спасти Младенца, не потому что Бог не силён защитить Его, но потому что сила Божия совершается в немощи человеческого послушания верности Слову. Иосиф исполняет повеленное ему и сохраняет жизнь Возрастающего Слова.
Так и наша душа, когда слышит повеление своей совести, чтобы избавиться от какой-то дурной привязанности, от места, ставшего ненавистным, когда слышит это слово и исполняет его, и меняют свою жизнь, и бежит от греха, тогда приобретает в себе силу растущего, возрастающего Слова.
Ах, ты ирод, - это не только о тех, которые, подло ненавидя, уничтожают или горько обижают тех, кто рядом с ними. Это ещё и тогда, когда, не услышав голоса своей совести, мы сами оказываемся в его руках, бываем им побиваемы его ненавистью, побиваемы своими грехами, своими привязанностями, своими страхами, своей ленью, своей беспечностью.
Сегодняшнее Евангелие зовёт каждого из нас бегать от греха, действовать, в жизни совершать именно такое быстрое, стремительное движение. Евангелие зовет нас встать и бежать. Евангелие зовет нас к действу сейчас же. Вот сейчас же, когда ты слышишь голос совести, больше не возвращайся к этому, надо бежать от этого, ибо ирод силён там, где нет в нас послушания Слову, тогда его ненависть становится пространством нашей собственной жизни. Слово нужно защищать.
За доброе слово нужно всеми силами бороться и, схватив его, ухватившись за него, жить им, отворачивая его от всякой скверны. Да, всегда так было, есть и будет. И особенно в наше нынешнее время, когда вокруг стало столько шума разных слов иродовых, лукавых, льстивых, обманывающих, ненавидящих, завидующих, убивающих, непрощающих, нелюбящих. В окружении этого мрака слов каждому, кому даётся дар, подарок слова Божия, стоит всеми своими силами и всей своей любовью беречь его, укрывать его от Ирода, ненавидящего свет.
И ещё сегодняшнее Евангелие заставляет задуматься и о том, каким словам мы верим. И если это слово приводит нас к свободе от греха, от страха, от проклятия смерти, то это верное слово. А если это слово приводит нас к унынию, к отчаянию, если это слово приводит нас к злобе и раздражительности, если оно приводит нас к зависти и ненависти, то бегать таких слов надо. Сегодня не всякому слову надобно верить, и эти евангельские слова ныне звучат с особой силой убеждения.
Будем доверять слову Божьему и хранить то, что слышим из уст тех, которые любят нас. Будем находить в себе место для слова, которое поднимаем из Священного Писания и беречь его, и бегать с ним тогда, когда на него покушается тьма. Бог всегда рядом с теми, кто доверяет Ему свою жизнь и никогда не посмеется этому доверию, всегда сохранит, сохранит в нас Свое живое слово и наполнит смыслом нашу собственную жизнь, созданную Его Словом. Аминь.
10 января 2021 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска