«Евангелие зовет нас быть благодарными не словами, а новой точкой своей жизни. Евангелие зовет нас забыть про свою проказу, которую Бог давно очистил, простив нам наши грехи, и зовет нас больше не возвращаться к ним, не надевать старые одежды этого самого греха, не жить прежними привычками».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Все мы стоим перед Евангелием сегодня, перед словом Божиим. И особенно мне хотелось бы вспомнить слова, которые иногда мы слышим или говорим: что, как прокажённый; что, вот я как прокаженный или он. Это не просто о болезни, это о большем – о болезни, которую не видно. Об этом сегодняшнее Евангелие – о болезнях, которых не видно, но которые не менее опасны.
Я хотел бы перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, апостола и евангелиста Луки, и вместе с вами поразмышлять над ним: «и когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Лк XVII, 12-19).
Священное Евангелие повествует нам об обычном милосердии Божием и о нас обычных людях. И кажется, с того времени земной жизни Господа и Спасителя Христа до сегодняшнего дня мало что изменилось. Когда болезни или какие-то обстоятельства, приводящие нас к болезни, нападают на человека, и мы становимся, как прокаженные, отвергнутыми от общества, и, даже более того, совершенно очевидно, заслуженно порицаемыми и изгоняемыми из общества, всё, что остаётся – оставаться вдали, как тем прокаженным.
Они издали остановились, и издали, глядя на совершающуюся в стороне от них жизнь, не мечтали о том, как всё в их жизни было. А кажется, стояли на пути своего покаяния: «Иисус Наставник, помилуй нас», - говорили эти прокажённые. Так и в жизни бывает, как прокажённый, отвергнутый от чего-то общения, от общения, которое раньше утешало и поддерживало, а сейчас по каким-то причинам стало невозможным, отвергнутый от чей-то дружбы, от чьей-то любви, заболевший какой-то своей болезнью, которая выгоняет человека из семьи, от родных, от близких, человек, оказываясь в стороне, может или долго и бессмысленно, огорчаясь, обижаться на эти обстоятельства, или, как эти прокажённые: «помилуй нас, Наставник», понять, что это самое потерянное общение стало причиной болезни не только внешней, но и внутренней. Особенно тогда, когда мы размышляем о современных проказах нашего общества.
Христос, любящий, понимающий человек, очень дорожащий человек, очень дорожащий драгоценной человеческой душою, в отличие от нас, когда мы очень редко дорожим своей собственной свободой души, когда мы очень редко дорожим дарами, которые Господь даёт нам, в том числе, и даром общения с другими людьми, когда мы не всегда и дорожим этими другими жизнями, и с лёгкостью можем оскорбить, можем обидеться, можем перестать общаться, можем кого угодно сделать для себя прокаженным, и сторониться его.
В отличие от нас таких, Господь никогда не остается далеко от человека, повелевает ему, полюбив и простив: пойдите и покажитесь священнику, чтобы он засвидетельствовал о том, что теперь вы очистились и совершенно безопасны для других людей. Когда же они шли, как говорит нам апостол, они очистились от своей проказы. И один из десяти, видев, что очистился, вернулся ко Христу, чтобы поблагодарить Его за явленую милость. Чудо или, правильнее сказать, сила чуда всегда оставляет человека рядом с Тем, Кто стал причиной этого чуда. Но ещё и самое главное: самому поверить в эту самую причину.
Вот тот самый человек, который получил исцеление от Господа и Спасителя Христа, вернулся к Нему, чтобы поблагодарить, а с этой благодарностью сказать: Ты – начало моей новой жизни, Ты – та самая дверь, через которую я возвращаюсь обратно, Ты – источник милости, Ты – мой свет, Ты – мой путь, Ты – моё оправдание, Ты – моё новое дыхание. Сказать это – означает остаться рядом с Ним. На самом деле поклониться Тому, Кто дал тебе всё, истинному Богу, и не только словами, но своей новой изменившейся жизнью.
Поправившись, вернувшись, броситься не к прежнему, чего ты может быть даже был лишён из-за своей болезни или обстоятельств не общения с другими людьми, а вернуться к новому. Вот спросишь иной раз одного человека, который долго был в болезни или в печали, в разлуке или в каких-то тяжелых обстоятельствах: ну, что твоя жизнь теперь как-то изменится?
Но мало-помалу человек возвращается к прежнему. Да, и каждый из нас может вспомнить, когда он остается, как прокажённый, вне общения с другими, сколько хороших мыслей приходит ему в голову, и собственно говоря, даже новый опыт жизни как будто бы приносит ему привычку к молитве, к посту, к молчанию, к терпению. Но вдруг распахивается дверь чуда, и кажется, все эти новые обычаи, появившиеся добрые в жизни, остаются в прошлом. Мало-помалу, излечившись от телесных проказ, начинаем болеть проказой неблагодарного сердца. Благодарность – это не про «спасибо».
Благодарность – это не про «благодарю тебя». Благодарность – это про новую жизнь. Вот как в семье, когда она рождается, то благодарностью этой семьи становится новая жизнь обоих как одного целого, и тогда такая жизнь приносит подлинное счастье. Благодарность – это тогда, когда мы от прежнего, в котором были центром своего собственного внимания, оборачиваемся к новому, где в центре внимание Тот, Кто и есть начало, источник жизни, прощение, милосердие, любовь, друг, Бог.
Когда Христос увидел этого благодарящего человека, спрашивает: а где же девять? И не потому Он задает вопрос, чтобы пожурить, как-то упрекнуть тех девятерых, что не пришли поблагодарить Его. А задает этот вопрос громко для нас, чтобы мы сами сосчитались и определили числительное через посредство своей собственной благодарности: ну, а я где? Вот эти мои болезни, когда я в них был, и все мои обещания, и чудо исцеления, и возвращения полноты жизни и сил, и теперь те самые обещания и надежды, и первые ровной шаги, где они? С теми девятью, удаляющимися навсегда, хотя и исцеленными? Или с этим, вернувшимся исцеленным и поклонившимся?
То есть теперь начавший свою жизнь с новой точки, о которой Христос говорит: встань и иди, вера твоя спасла тебя. Благодарность, она, всегда ставит человека рядом с правдой. Благодарность никогда не ставит человека, себя самого, вперед. Она всегда вперед ставит Того, Кто и стал Начальником новой жизни.
Сегодняшнее Евангелие, как и всегда слово Божие, призывает каждого из нас к честному оборачиванию по сторонам, и, прежде всего, к рассмотрению собственной жизни. Евангелие зовет нас быть благодарными не словами, а новой точкой своей жизни. Евангелие зовет нас забыть про свою проказу, которую Бог давно очистил, простив нам наши грехи, и зовет нас больше не возвращаться к ним, не надевать старые одежды этого самого греха, не жить прежними привычками.
Неужели, в сегодняшнем Евангелии Господь так и говорит нам: ты так и не понимаешь, ты так и не понял до сих пор, что во всех твоих болезнях Я всегда с тобой, и тебе было бы легче, если бы ты сам начал оставлять свои прежние болезни. Оставить прежнюю болезнь – это прийти и поблагодарить Бога, то есть поверить, что ты можешь быть другим, что ты стал другим, что теперь ты можешь жить иначе, не возвращаться к прежнему.
Дай, Господи, сил каждому из нас, и об этом сейчас за Божественной литургией горячо помолимся, поверить в чудо прощения Божьего, в чудо исцеления своей совести, в чудо изменения своей жизни. Поверить – то есть прийти к Тому, Кто есть источник нашей жизни, поверить – то есть не возвращаться к прежнему, не возвращаться к тому, что Им давно омыто и прощено, чтобы опять не заболеть хуже прежнего.
Христос сегодня нам говорит: встань, то есть встань ровно передо Мной, больше не сгибайся под обстоятельствами и самоукорением, ты прощен, и иди, то есть живи теперь Моим словом, выбрось из своей души её проказу. Я тебя исцеляю, - говорит Бог, - только помни, что вера твоя спасает тебя. Вера – это запечатлённая в нас самих, в наших делах Его Божественное слово.
Господи, помоги каждому из нас научиться благодарить Тебя делами, поступками жизни, научи нас благодарить Тебя, встав от греха, пойдя ровно. Аминь.
20 декабря 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска