«Наша прочность не в том, чтобы быть живым во временной жизни. Наша прочность и наше основание в том, чтобы найти Его в этой временной жизни. И всем временным, что у нас есть, послужить Ему таким образом, чтобы это служение Ему сделать навыком своей жизни».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
О нашей прочности сегодня поговорим, о том, что мы считаем нередко для себя запасом этой прочности.
Апостол и евангелист Лука вот что об этом пишет: сказал Господь притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. (Лк 12:16-21).
Священное Евангелие каждый раз так остро, так живо, так убедительно обращает к нам свой голос. Чтение Священного Евангелия для каждого из нас очень важно, потому что именно в Евангелии мы находим ответ Неба на все вопросы своей собственной жизни.
И сегодняшнее Евангелие о нашей прочности, о том, на что мы очень часто надеемся и что делаем для себя основанием спокойной жизни. Это размышление особенно остро сейчас, в наше время. Иногда нам кажется, что наша прочность заключается в том, что мы получили, как дары, присвоили себе. Поясню – вот в сегодняшнем Евангелии эти слова звучат с особой яркостью. Человек получил урожай, и его же называет своим. Куда дену хлеб мой? - говорит этот человек. Хотя он и потрудился на поле, несомненно, но получил-то он эти дары как видимое воплощение любви Божией, заботы Божией.
Нередко, очень часто то, что от Бога даётся, мы присваиваем себе тогда, когда не делаем это данное силой нашей благодарности. Куда дену плоды мои? - говорит он. Не задается вопросом: Господи, как же мне понести Твою любовь? Как же мне распорядиться Твоей заботой? Как же мне распорядиться Твоим даром, который Ты мне подарил: моей жизнью, талантами, которые Ты мне дал?
Безумный человек, который не благодарит – всё называет своим. И думая, что, присваивая это себе, и собирая это у себя, и сделает некое твердое основание для всей своей жизни. Как тот самый сегодняшний герой из притчи: что мне сделать с моим? Разломаю житницы, построю большие, всё оставлю там и скажу: ешь, пей, веселись, душа, на многие годы у тебя сложено.
Очевидность жизни заключается не в том, что она счастлива бесконечно сейчас, а в том, что вся наша временная жизнь – это искание и навык любви к Тому, Кто приготовил нам жизнь вечную. Поэтому Господь и говорит этому человеку: безумец, в эту ночь возьмут у тебя душу; кому всё оставишь? Как тебе это теперь послужит?
И очевидность этих слов понятна, как никогда, в наше время. Сколько душ в эту ночь будет взято? Душ разных людей, независимо от их возраста, от их возможностей, от их талантов, да и даже от их здоровья. Этот год, как никогда, показал нам близость Того, от Которого всё.
Наша прочность не в том, чтобы быть живым во временной жизни. Наша прочность и наше основание в том, чтобы найти Его в этой временной жизни. И всем временным, что у нас есть, послужить Ему таким образом, чтобы это служение Ему сделать навыком своей жизни. Когда мы придем к Нему на суд, то всё, что мы так полюбили во временной жизни, станет рядом с нами. Если во временной жизни мы полюбили Его, когда служили другим тем, что имели, это станет рядом с нами.
Если во временной жизни мы любили только себя и служили только себе, как же это может послужить Ему в вечности? Как же Он тогда узнает нас, если мы не узнавали Его? Как же Он тогда услышит нас, если мы не слышали Его? Как же Он примет нас, если мы во имя Его никого не принимали? Если всё в своей временной жизни мы присваивали себе и называли это своим, как тот самый безумный богач: куда дену хлеб мой? Когда своей я называл свою жизнь, таланты, всё, что имел и ни с кем этим не делился.
Святитель Феофилакт Болгарский замечает, что самые надёжные житницы – это нуждающаяся жизнь других людей, в которых ты вкладываешь все свои дары. Проще говоря, самое надёжное узнавание там, на суде Божием – это тогда, когда ты здесь Бога увидел в сострадании, милосердии, в протянутой руке. Мы часто в своей жизни многие вещи называем своими: «это моё», забывая разделять.
Да, жизнь дана мне, но дана Богом. Да, плоды жизни возрастают и моим трудом, но от силы Божией. Да, в моей жизни я многое называю «моим», потому что это навсегда со мной останется, но как это станет оправдывать меня на Его суде? Все мои собранные сокровища, которые не жили в других, а ждали только меня самого, не смогут послужить мне.
Вот Господь говорит богачу: кому всё достанется? Не в том смысле: как разделят твое имущество? А в том смысле: кто будет продолжать любить тебя? Кто будет продолжать молиться о тебе? Кто будет продолжать хранить твоё имя в своей совести, в своём сердце как имя доброе? Не послужив любви другим, всё твоё истлеет и не послужит тебе.
Всё, что Господь даёт нам в жизни, Он даёт для того, чтобы мы, ища Его, находили и возвращали Ему сейчас. Воистину, самое лучшее хранилище всех наших сокровищ – это нужда другого человека. Тогда это возвращённый дар Божий сделает нас на суде услышанным, помилованным, прощённым, принятым в Царство.
Богатеть в Бога – это найти Его сейчас, не собрать всё для того, чтобы этим собранным сказать себе: «теперь моя жизнь счастлива». А найти Его, Кто есть источник нашего счастья. Богатеть в Бога – это сейчас своей собственной волей поделиться теми талантами, которые Бог дал тебе.
Сегодняшнее Евангелие зовет нас с вами к этому богатству. И помолимся сейчас за Божественной литургией с особым усердием и силой своей надежды на Бога о том, чтобы, с трезвой очевидностью взирая на свою собственную жизнь, нам бы хватило мужества признать, что самая главная опора в жизни – это обретённый Христос, через служение Ему всеми силами, какие есть.
И нет ничего более прочного и надежного в наших сокровищницах, чем любовь к Богу. Тогда она сможет и нищего напитать, и немощного исцелить, и отчаявшегося поднять, и мёртвого воскресить. Богатеть в Бога – это найти Его сейчас посредством благодарного служения теми дарами, которые Бог дал каждому из нас.
Господи милосердный, помоги всем нам. Аминь.
6 декабря 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска