«Храм – это особое место, это место, где мы обнаруживаем себя. И, дай, Бог, нам силы и решительности, увидев себя, преодолевая себя, и исправляя, изменяя себя, следовать вслед за Пречистой Богоматерью от земного к небесному, от временного к вечному, от обыденного к Святая Святым Царства Божия».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня мне особенно радостно и тепло помолиться вместе с вами в эти дни попразднства дня Введения во храм Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Эти дни Рождественского поста озарены для всех нас дорогой, которую открывает нам Пречистая Богородица, юная Отроковица, которую Господь призывает к особому Своему служению, призывает, принимая её из рук любящих родителей, в Свой храм.
И сегодня в этот день попразднства Введения во храм Божией Матери мне бы хотелось поразмышлять вместе с вами о том месте, в котором мы пребываем, о храме, в который каждый из нас однажды вошел. Мне хотелось бы поразмышлять о том пути, который, открыв Пречистая Богородица, теперь остается открытым для каждого православного христианина, переступающего порог храма.
Конечно, каждый раз, когда мы приходим в храм, то наша душа, наше сердце, наш ум жаждут общения с Богом. Но нельзя забывать, что, как однажды сказал один наш замечательный русский поэт, Бога знаем мы через переводчиков, Бога мы познаём через видимое и слышимое, осязаемое и то возможное к восприятию, которое мы принимаем тогда, когда, осознанно рассматривая пространство, в котором оказываемся, размышляем о Самом Творце и Создателе.
Конечно, хорошо попасть в пространство храма, когда мирно мерцают лампады, запах ладана, тишина, или, наоборот, ровное пение хора, тихая служба. Вот сейчас я размышляю об этом и вижу, как многие из вас, так со знанием дела, с внутренним спокойствием поддерживают, кивая головой. Но пространство храма, прежде всего, это люди, которые здесь находятся. И каждый из нас может теперь же и вспомнить, что, попадая в пространство храма, человек оказывается не только в том, что нам кажется в храме особенно чувственно, но в том, что мы видим и слышим.
Во время таинства покаяния священник произносит очень важные слова, которыми определяет для нас храм как особое место. И говорит он следующие слова: ты пришел во врачебницу, чтобы отсюда уйти исцеленным. Священник напоминает нам, что пространство людей, которые здесь находятся – это не пространство трепетно молчащих, благоговейно опустивших голову, прикровенно говорящих людей.
Это как в больнице. Многие из нас бывали в больнице, кто-то лежал на больничной койке, а кто-то посещал своих родных и близких. И знают, что в больнице до тишины далеко: стоны, крики, надежды, отчаяние, боль, невозможность терпеть, усталость врачей, нехватка времени – всё это то, что наполняет пространство больницы. Да, туда приходишь, чтобы найти исцеление, но это исцеление очень дорого дается, его нужно выстрадать, вытерпеть. Это исцеление рождается, как у женщины чадо, через мучения, через кровь, через боль, через слёзы. Но, когда родит, как опять говорит нам Писание, жена забывает о боли своей, потому что родила ребенка и радуется этому рождению.
Так и с человеком, приходящим в храм, как в лечебницу, надобно пройти нередко этот, бывает, порой очень долгий путь слёз, боли, непонимания, ожидания. Но когда Господь посещает терпеливую душу Своей благодатью, вот тогда, только тогда ты перестаёшь замечать весь шум вокруг и слышишь пение, и видишь мерцание лампад, и вдыхаешь аромат благовонного ладана, и приступаешь к Святым Тайнам.
Мир, который мы ищем в храме, не мир, как пространство за храмом, а мир, как духовное пространство пребывания Самого Бога, в нас может быть обнаружен только через наше собственное расположение к этому миру. Где можно встретить цветущие, пахнущие цветы? Где можно встретить пространство красоты? Там, где есть основание для этого. Иногда мы приходим в храм и так и не встречаем того, что ищем. И нам кажется, что храм состоит только из непонимающих нас священников, которых мы нередко судим за те или иные поступки, что состоит он из каких-то дрязг и внутренних нестроений, иногда нам кажется, что церковный мир состоит из каких-то бесконечных проблем, и как тоже один из наших уже советских авторов скажет, что и в Церкви нет порядка.
Но храм – это место, которое обнаруживает, как бы это парадоксально не звучало, нас самих. Это врачебница, в которой мы испытываем себя, обнаруживаем свои болезни, обнаруживаем свои скрытые немощи, обнаруживаем то, что ещё не дало о себе знать, но уже живет в сердце, уже начинает расти, постепенно поднимать голову, мы обнаруживаем здесь себя самих. И если кто-то из нас хочет прийти сюда и найти успокоение, он найдет здесь самого себя. И каким самого себя здесь найдет, таковое внутреннее расположение и обнаружит.
Мария, Которую привели в храм, тоже столкнулась со всем тем, что мы сегодня видим в храме. За эти тысячелетия мало что поменялось, потому что люди, которые наполняют храм, могут менять языки, могут менять свое меню за трапезой, могут менять свою одежду, но вот свою душу, свои человеческие склонности, свои привычки и обычаи не меняют.
Как и тогда, так и теперь, мы можем встретить людей разных: и подвижников и ленивых, и ревностных, горячих и теплохладных, и молчаливых, преданных и громких предателей. Как и тогда, так и теперь, мы можем встретить разных людей, кстати, среди которых оказываемся, и мы сами молчаливыми, громкими, верными, трусливыми, злоречевыми, молящимися, постящимися, ненасытными, среди которых оказываемся и мы с вами.
Но Сама Пречистая Богородица, в храме питаемая, как говорит нам Священное Предание Церкови, действием благодати Духа Божия, смогла обнаружить Царство Божие в Себе Самой. Ведь и Евангелие нам говорит: Царство Божие, оно не там, когда ты поднимаешь голову, или когда ты оглядываешься по сторонам, Царство Божие оно внутри вас есть. И Мария в Себе Самой обнаружила это Царство, и в этом Царстве Она и выросла. Именно поэтому, спустя годы, когда Она встретит Архангела Гавриила, пройдя все этапы Своей приходской церковной жизни, говоря современным языком, Она Гавриилу ответит: Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38).
Дай, Господи, по молитвам Божией Матери и нам в храме найти себя самих, и нам в храме уцепиться всеми силами своей жизни за такой пример, который будет отрывать нас от обыденности жизни. Дай, Господи, нам силы в этой лечебнице через терпение и терпеливое исполнение того, что Врач прописал, Врач с заглавной буквы, лекарство: покаяние, причащение Святых Тайн, участие в таинствах Церкви. Дай, Бог, чтобы через это каждому из нас исцелить свою несчастную душу от первородного греха и, обнаружив в себе Царство, достигнуть этого Царства и тогда, когда Бог призовет к вечности.
Образ Пречистой Богородицы, воспитывающейся в храме, показывает нам, что в храме бывают разные люди. Но стать в храме ты сможешь тем, кем сам пожелаешь. И дай, Господи, чтобы эта бы врачебница, в которую мы пришли искать исцеления помогла нам исцелиться от нашего ветхого человека, чтобы в этой врачебнице мы смогли найти Царство Божие в себе самих, чтобы этот мир из себя самих мы выносили и щедро им делились с теми, кто рядом с нами. Дай, Господи, этим миром, как полноводной водой, тушить и пожары, которые нередко бывают среди людей: вспыхнувшие ссоры, разногласия.
Дай, Господи, нам мудрости держаться этих стен, потому что, как бы здесь внутри, бывает, не было бы горячо от споров и от разных обстоятельств, однако храм, как купина неопалимая, горя, не сгорает. Бывают разные обстоятельства, искушения, но Бог никогда не превращает в пепел веру и надежду человека. И если в нас она, эта вера, теплится, Господь всегда сохраняет в нас нашу бессмертную душу, её свободу. Пример этому – множество святых и исповедников Церкви Русской, оклеветанных, незаслуженно плененных, людей, которых лишали жизни за одно только исповедание Бога, но людей, которые к этому горящему пламени вокруг не добавляли огня, а добавляли любви, как большой полноводной воды, и в этой любви тушили горящий огонь во многих разгоряченных умах и сердцах.
Храм – это особое место, это место, где мы обнаруживаем себя. И, дай, Бог, нам силы и решительности, увидев себя, преодолевая себя, и исправляя, изменяя себя, следовать вслед за Пречистой Богоматерью от земного к небесному, от временного к вечному, от обыденного к Святая Святым Царства Божия. Дай, Господи, и нам терпение на лекарство, которое дает нам любящий Врач. Дай, Господи, и нам со смирением принять его и получить от Него благую участь, оставление и прощение своих грехов, Его милость и Его любовь. Аминь.
5 декабря 2020 года. Покровский храм города Железноводска