О словах и действии

11.12.2020
Просмотры: 1102

«Время Рождественского поста – это время дел. И нам бы сейчас научиться не других звать, а самим пойти. Нам бы сейчас, самое время, не других учить, а самому сделать. Нам бы сейчас, самое время, перестать болтать, начать делать».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас поздравляю с начавшимся Рождественским постом. И домашнее задание – Евангелие, которое зовет нас к действу. Я хотел бы перечитать вновь это Евангелие, которое мы только что слышали и поразмышлять над ним, о том задании, которое Бог даёт нам на дом.

Апостол и евангелист Лука пишет следующее: «и вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». (Лк X, 25-37).

Священное Евангелие дает силы для нашей совести, если мы открываем свою совесть перед словом Божиим. Священное Евангелие зовет нас к действию. Об этом сегодня хотел бы поразмышлять с вами – о словах и о действии.

Историю, которую мы только что слышали – о милосердном самарянине, многие из нас хорошо знают. И то, что два человека, которые принадлежали по-своему и религиозному, и национальному признаку, попавшему в руки разбойника человеку, и прошли мимо, оставляет горький осадок в каждом из нас.

Да, и Христос, размышляя, говорит о том, кто же такой ближний. Это не только тот, с которым мы похожи своим общим взглядом на жизнь. Это тот, кто милосердный. И вот самарянин, который не относился к этому роду, увидев этого несчастного, сжалился над ним, помог ему. Слышали мы, да, историю: привел в гостиницу, позаботился о нём, дал денег содержателю гостиницы.

И Христос спрашивает: кто же ближний попавшему в руки разбойников? Тот, кто сотворил с ним милость. И вы знаете, когда я читал это Евангелие, то, вот о чём задумался: как очень часто мы бываем похожи на тех, прошедших мимо. Не потому что не замечаем других. Я о другом. В наше лукавое время, как это парадоксально ни звучит, но нередко оказать помощь – это значит, может быть, рассказать всем или крикнуть громче всех.

Задаюсь вопросом: как же с этим жили те двое, которые прошли мимо? Вот они пришли к себе домой, вот они увидели своих родных и близких, вот они сели обедать. В их глазах не стоял ли этот человек, который валялся на обочине, весь израненный и измученный? Что же они отвечали своей совести?

А своей совести они отвечали, наверное, как бы это сегодня сделал современный человек. Он сделал бы фотографию этого несчастного человека и раскидал его везде и всюду, и отметил тех, кто должен был бы ему помочь: мол, вот я вас отметил в своей публикации, помогите этому человеку, он там, где вы недалеко живёте, валяется на обочине. А ещё, конечно, чтобы отравить свою совесть, этот человек начал бы рассказывать другим о том, что он честно всех призвал встать рядом с ним и не оставить его. А сам-то, ты как стоишь? Твоё сострадание – это лишь только сделать из этого новость для своей жизни, которая, в общем-то, из всего делает новости, но ни к чему не причастна. А если и причастна, то словом осуждения нередко.

И чтобы до конца отравить свою совесть, можно ещё ей сказать: что тебе до этого человека? Он сам живет такой жизнью, ну, что ж, он такой, ничего не сделаешь, ничего не поделаешь. Да, не в том-то призыв Бога, чтобы других сделать счастливыми. Бог не зовёт нас всех сделать счастливыми и радостными. Бог зовет нас самим быть счастливым и радостным.

А как ты можешь быть счастливым, когда ты своей радостью, своим счастьем, силой своей жизни, преклоненным коленом перед другим не делишься с другим? Как ты можешь быть счастливым, когда твоё счастье рядом не останавливается с другим человеком, а проходит мимо, и живет только для себя самого? И разбросав эту самую фотографию с несчастным на обочине по всем возможным каналам с криком: «нужно срочно помочь», а сам, ничего не сделав, счастливей ты не станешь. Хотя, конечно, тебе напишут, продолжая отравлять твою совесть, такие же: «молодец, заметил, так и надо».

Заметил – это не когда всем рассказал, а когда испачкал чужой кровью раненого человека свои руки, взяв его к себе на руки, и послужив этому человеку. Вот что значит – заметил. Христос в Евангелии говорит: ближний человеку – сотворивший милость, сделавший это самое дело, дело милосердия, дело, когда ты не проходишь мимо, когда ты свой мир останавливаешь рядом с миром другого человека – вот это и есть милость.

Редко наши миры соприкасаются с мирами других людей. Даже в том самом примере, который я привел, мы очень часто, сделав эту самую крикливую жалостливую публикацию на весь мир, своим миром с другими не делимся. Он так и остается за плотно закрытыми дверями со всеми своими мнимыми благополучиями, удобствами, привычками. А всё, что оказывается рядом с нами, становится лишь только поводом нередко громче всех крикнуть.

Те два, прошедших мимо, которые должны были быть своими, может быть, мы вместе с ними идём? Может быть, сейчас во время Рождественского поста нам стоило бы вспомнить всех тех, о ком мы говорили, но которым мы ничего не сделали? Не для того, чтобы им было хорошо, а для того, чтобы мне по-настоящему было с чем прийти к Богу.

Ведь, когда я приду на Его суд, и Он скажет: Я хотел обнять тебя руками избитого человека, но ты не протянул ко Мне руки. Что я Ему на это отвечу? Я о Тебе всем рассказал?! Он скажет: да, и нашелся другой, кого Я обнял Своими руками, а тебя нет. Что мы скажем Тому, который смотрит на нас глазами нуждающегося человека и говорящего, просящего о своем участии быть рядом? Что мы скажем Тому, которого не услышали в стоне другого человека, не захотели, нашли для себя другое оправдание, от простого «некогда» до того «всё, что я могу сделать» – это всех обязать, а самому пройти мимо.

Начавшийся Рождественский пост – это время вспомнить о тех, мимо которых мы прошли в своей жизни. Многим из них мы уже ничего не сможем сделать. Некоторых из них уже даже нет среди живых. Уже ничего не исправить, уже ничего не вернуть, ничего не изменить. Но ведь мы можем сделать и должны сделать не их счастливыми, а себя осчастливить. Продолжить сейчас отзываться на стон того, кого услышим.

Милосердие – это дело не для утешения только лишь другого. Милосердие – это любовь к своей бессмертной душе, потому что через милосердие она оказывается в руках Божиих. Время Рождественского поста – это время дел. И нам бы сейчас научиться не других звать, а самим пойти. Нам бы сейчас, самое время, не других учить, а самому сделать. Нам бы сейчас, самое время, перестать болтать, начать делать.

Нам бы сейчас, самое время, перестать взвешивать других, вот как те двое. Не знаю, о чём они думали, когда проходили мимо. Ну, уж, наверное, как обычно: сам виноват. И в это же время становились виновны сами, виновны в том, что могли бы сделать себя счастливыми добрым делом, да не сделали.

Время Рождественского поста – это время нашей горячей молитвы, которую Бог слышит тогда, когда видит её на наших руках. Не в том смысле, что видит только молитвослов в наших руках. Это приятно Ему. Но молитву Он читает с наших рук тогда, когда они творят добрые дела.

Сотворивший с ним милость, он и есть твой ближний. Иди, - говорит Христос, - и ты поступай так же. Вот нам и домашнее задание: иди, и ты поступай так же – твори милость. Творить милость – это значит и любить в себе свою бессмертную душу, Бога, подарившего нам вечность. Творить милость – это и значит любить Бога.

Помоги, Господи, всем нам в эти дни Рождественского поста почаще задерживаться на обочине ради других людей своей жизни, тогда мы точно дойдём до Вифлеема, потому что к тому самому месту, где Он родился, доходят быстро те, кто часто останавливается ради других. Как бы это парадоксально не звучало. И совсем не доходят те, кто продолжает свой бег, рассказывая всем о других, и сам ничего ради других не делая.

Господи, по молитвам Своей Пречистой Матери, помоги нам достигнуть Твоего Рождества и поклониться Твоему воплощению, и это воплощение начать творить сейчас, воплощая Твоё слово, облекая его в дела собственной жизни. Аминь.

29 ноября 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1102