О времени поста

10.12.2020
Просмотры: 1048

«Рождественский пост – это путь к Вифлеему, это поход к месту, где родился Спаситель. Там нет удобных дорог. Родился Он за городом, в поле, в яслях, где скот прятался от непогоды. Рождественский пост – это встать из всех своих привычек и оставить их за своей спиной, и пойти к новой точке своей жизни, обрести смысл своей жизни, который заключается не в том, чтобы мне было хорошо, а в том, чтобы, во-первых, мне не погубить свою бессмертную душу, и, во-вторых, пост заключается в том, чтобы, спасая свою душу, сеять вокруг себя радость о Жизни, рождающейся на земле, приходящей на землю, радость о Христе Спасителе».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестная матушка Тамара с сестрами святой обители, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, сегодня здесь, в святой обители, общей молитвой и общей надеждой, общем призыванием имени Божиего мы полагаем начало, каждый для себя, Рождественского поста.

Время поста – это время для действия. Совершенно естественно говорить об этом времени, как о времени молитвы сугубой, наших телесных подвигов, воздержания в трапезе, посещения богослужений, молитвословий, домашних подвигов, сугубой молитвы, поклонов. Но это время, которое придает нашей собственной жизни особый горизонт, показывает точку, в которую мы стремимся. Это очень важно, когда в жизни мы, оглядываясь по сторонам, определяем своё местоположение и то место, к которому мы идем. Без этого невозможно никакое движение.

Иногда нам бывает под воздействием разных обстоятельств в жизни кажется, что весь смысл нашей жизни, он, вот здесь, под ногами – то, что обычно мы делаем. И тогда сама жизнь, бывает, обесценивается, потому что кто-то говорит для себя, что самое главное – это дети, а дети вырастают и оставляют своих родителей. Кто-то говорит, что самое главное – это семья, но сколько у нас семей, которые живут по-настоящему семейной, доброй, счастливой жизнью. А что же делать тем, которые потеряли семью или не имеют семьи? Кто-то говорит, что главное – это здоровье. Но, наверное, не в этом году.

Мы понимаем, особенно, сейчас в это время, которое Бог дал нам, что всё в Его руках, и крепость наших сил, и наша вся жизнь в Его руках. Кто-то ещё какие-то видит для себя цели в жизни: работа, какие события, я не знаю, поездки, для кого что. Но, всё это быстро тоже теряет силу вдохновения. Время поста – это когда мы оглядываемся на свою жизнь и пытаемся найти следующую самую важную и самую главную точку горизонта нашей жизни, чтобы жить.

Сегодня Церковь говорит нам: Христос с небес, встречайте! Совсем скоро запоют в храмах: Христос рождается, славьте! Церковь говорит нам о том, что время поста – это время, когда мы поднимаем голову от всех наших потерь: здоровья, родных, близких, друзей, когда мы поднимаем голову от того, что раньше для нас казалось самым главным, а теперь всё осталось в прошлом. А как жить? Чем жить? Время поста – это время, когда мы, поднимаясь от всего этого, смотрим в настоящее:

Христос рождается в настоящем, не в будущем, не когда-то произойдет наша встреча с Ним, а сейчас, здесь происходит наша встреча с Ним и к этому Церковь нас подвигает, приглашая нас к посту, ко времени, когда мы готовимся к этой встрече. Ну, а что бывает, когда готовимся к встрече? Да, обо всём забываем, суетимся, и как некоторые скажут: «даже не помню, поел ли я сегодня, тут гость такой на пороге, всё ради него». Все мысли ради этого драгоценного и долгожданного Гостя. Всё остальное как бы теряет грани, как бы теряет очертания, всё становится образным. Главное – это встреча, которая нас ждёт, к которой мы идём.

Время Рождественского поста – это время, когда мы смотрим на Христа, рождающегося в нашей жизни, как смысл, как надежду, как точку опоры, как место, к которому все мы придём, Его дома, вечности. В одночасье не поменяешься. Если ты ленишься молиться, в одночасье ты сразу не станешь молитвенником. Если ты всё никак не научишься поститься, и всё тебе хочется пожалеть себя, в одночасье ты не станешь постником. Если ты постоянно своим языком судишь других или говоришь скверные и пустые слова, в одночасье твой язык не станет метать жемчуг.

Для всего нужно время, ко всему нужен навык, поэтому и время поста, оно такое продолжительное. Это не один день, не один вдох. Ну, сегодня подумаю, а завтра стану таким, вернусь к такому же, каким был, нет. Церковь дает нам время поста продолжительное, чтобы мы приобрели навык. Не научимся молиться за один день. А может быть и за всю жизнь мы так и не освоим искусство молитвы. Но если в продолжении хотя бы этого времени поста мы возьмем в свои правила общение с Богом не тогда, когда хочется, а тогда, когда невозможно без этого.

Если мы это осознаем, то и молитвенное правило станет для нас доступным. Если в течении этого поста мы возьмемся читать Священное Писание, если в течении этого поста мы начнем исполнять это Писание на других людях, то это чтение принесет нам настоящую пользу.

Это чтение не принесет нам пользы, если мы читаем одно, а делаем другое. Оно принесет нам пользу и станет в нас живым словом, если, как читаем, так и поступаем. Также и в молитве. Если в этой молитве буду только я сам, все мои горести, все мои надежды, я не знаю, все мои мечты, только я буду в этих молитвах, я не научусь молиться. Но если в этих молитвах будут имена родных мне людей, будут имена тех, кто в моей жизни был или есть сейчас, тогда эта молитва станет крепче, потому что Господь говорит: молитесь друг за друга. Тогда эта молитва приобретет смысл, потому что тогда я с Богом буду говорить не о себе, a о других, и Бог услышит меня.

Потому что, когда я говорю только о себе и думаю только о себе, я ни в ком не нуждаюсь. Ну, а если о других, тогда нуждаюсь в Боге, и Он отзывается на мои просьбы. Ну, и конечно, само воздержание поста. Трапеза – это всего лишь повод сказать себе, что в этом доме я хозяин, в своём теле я указываю своему телу, что делать. Трапеза – это всего лишь повод сказать себе силой трапезы, выбора того, что я вкушаю, от чего я отказываюсь, что я сильный. Трапеза – это тогда, когда мне диктует не моё привычное естество, к чему-то склонное, а когда мне диктует моя душа, склонная к небу. Постная трапеза – это не о том, чтобы было хорошо, это не о том, чтобы понравилось. Постная трапеза – это о том, чтобы не терять время, а, так, вкусить трапезы, сказать: «Слава Тебе, Господи», и оставшееся время и чувства посвятить не рассуждению о том, как тебе хорошо стало, а кому-то другому доброму делу ради другого человека.

Рождественский пост – это путь к Вифлеему, это поход к месту, где родился Спаситель. Там нет удобных дорог. Родился Он за городом, в поле, в яслях, где скот прятался от непогоды. Рождественский пост – это встать из всех своих привычек и оставить их за своей спиной, и пойти к новой точке своей жизни, обрести смысл своей жизни, который заключается не в том, чтобы мне было хорошо, а в том, чтобы, во-первых, мне не погубить свою бессмертную душу, и, во-вторых, пост заключается в том, чтобы, спасая свою душу, сеять вокруг себя радость о Жизни, рождающейся на земле, приходящей на землю, радость о Христе Спасителе.

Дай, Господи, каждому из нас перенести это время с большой пользой для себя. Дай, Господи, каждому из нас сил за это время поста научиться хоть сколько-нибудь хозяйствовать в своём теле, в своей жизни, отказаться от своих привычек, которые бывают во всём: и во вкусе, в запахе, в еде и в каждодневной суете жизни. Дай, Господи, нам за время Рождественского поста стать свободнее, чтобы этой свободой быстрее дойти к месту Рождества. Ну, и наконец, помоги нам, Господи, высвободить свои руки для достойных даров, которые бы мы могли принести к Богу.

Ведь что только мы не прижимаем к себе, что мы только не тащим на себе. И сколько среди всего этого пустого и ненужного, давно умершего. Мы тащим свои воспоминания, мы тащим свои обиды, мы тащим свои непрощения, свои «хочу – не хочу», «буду – не буду», мы тащим свою лень собственную – сколько мы тащим всего ненужного!

Дай, Бог, чтобы за время поста мы смогли освободить свои руки от этого и взять то, что нам действительно пригодится, когда мы встретимся с Богом, то, что мы сможем положить к Его ногам, и Он примет это. А к Его ногам мы можем положить только то, что мы по-настоящему любим, к ногам можем положить свое доброе сердце, свою милосердную душу, свою благодарную память, свою верность, преданность, настоящесть, тогда это Господь и примет, как дар, в месте, где Он рождается, в месте, где и мы родимся однажды в жизнь вечную. Аминь.

28 ноября 2020 года. Свято-Троицкий женский монастырь, КБР

 

1048