«И теперь мы должны с вами знать, что даже тогда, когда нам лечащий врач, самый опытный и действительно отдающий себя своему служению, вместе с рецептом или каким-то сильным лекарством произнесет слова: «ты обязательно держись», - мы должны знать о Ком он говорит, и за Кого держаться. Как та женщина, ухватившись, прикоснувшись, получила облегчение, так и мы ныне знаем, за Кого нам держаться, и знаем, что это означает. И самое дорогое и самое ценное – знаем, что ухватиться за Него – это значит предстать пред Ним и сказать: «это я», принести Ему и всю свою раскаянную душу, и всё своё любящее и надеющееся сердце, и Он примет, и Он благословит, и Он простит, ибо Он неизменно каждого из нас любит».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вместе с вами я хотел бы вернуться к Евангелию, которое мы только что слышали и перечитать его, чтобы вместе поразмышлять, и чтобы евангельское слово стало семенем для рождения в нас веры, живой веры, сильной веры.
Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии пишет следующее: «и вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, Подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем». (Лк VIII:41-56).
Велико милосердие Божие! Каждый раз мы произносим эти слова, когда это милосердие Божие посредством нашей непреклонной, твердой веры мы испытываем во всём пространстве нашей жизни, в нашем сердце, в нашей душе. Вот нередко в наше время приходится слышать, казалось бы, совершенно необъяснимый, с точки зрения человека, живущего во временной жизни, аргумент: мол, одно дело врачи, которые совершают дело своего подвига, но вера, может ли она помочь человеку излечиться от какой-либо тяжёлой болезни?
И сегодняшняя история про женщину, которая двенадцать лет страдала кровотечением, как раз об этом. Апостол говорит, что эта женщина издержала все свое имение на врачей, но не могла исцелиться. Кто-то может сказать, что тогда ещё не было тех лекарств, которые есть сейчас. Но на все эти упреки можно ответить одинаково: и тогда, и сейчас есть люди, которые ищут явления Божия в своей жизни.
И ведь на самом деле, самым драгоценным для человека является не только его физическая цельность, но самым драгоценным для человека является точка опоры. Эта женщина искала эту самую точку, на которую можно было бы опереться, и найдя её, она на эту точку изо всей силы своей веры возложила всю свою надежду. Она ухватилась за это мгновение. Мы знаем из Евангелия, что она тайно прикоснулась ко Христу. Она, в общем-то, сделала то, что говорили ей и врачи: «ну, ты обязательно держись».
Как нередко говорим, и мы сами человеку, находящемуся в тяжелых испытаниях жизни: «ты держись». Знать бы только – за что! За что держаться? За кого ухватиться? Вот эта женщина истощила все силы своей жизни, не могла помочь себе. Она продолжала страдать кровотечением и каждый день приближалась к истощению своих сил. И когда ей говорили: «ты держись», она изо всех сил, остававшихся у неё, в этой самой толпе людей отыскала Того, к Которому прикоснулась тайно.
В этом самом шуме людей она отыскала Того, Которого называли Божественным Учителем, Сыном Божиим, Посланником, Мессией, Иисусом. Она отыскала надежную точку опоры и изо всей силы поверила, что, если все свое упование возложить на Него, на Бога, то Господь не оставит её. Она не говорит с Ним о вере, она не рассуждает с Ним о силе веры, она не приносит Ему покаяния, которое бы публично сказала, она не говорит с Ним о своей собственной жизни, потому что она знает, что Он всё о ней знает.
Прикоснуться к Богу – это значит не только дать себя самого в Его руки, но и самое драгоценное – найти в себе силы надежды, чтобы во мраке своей жизни, в болезни, в бесконечном истечении крови, как потере сил, почувствовать и Его присутствие в своей жизни.
Она сказала себе: если прикоснусь к Нему, то исцелюсь. Но под этим словом «если» - испытание не Его силы, не то, что может сделать Он, Тот, к Кому она прикасается, а то, что может сделать она сама. И когда мы приходим и прикасаемся к образу Божией Матери, к чудотворной иконе, или, вспоминая о каких-либо святынях, двигаясь к ним, говорим себе: «если прикоснусь и поклонюсь этой святыне, верю, что получу исцеление», мы очень часто перед своими глазами представляем просто некий источник силы. Но, Царство Божие, - говорит нам Евангелие, - внутри вас.
Прикоснуться к Богу – это открыть Царство Божие в себе. Если ты просто хочешь прикоснуться к некоему источнику и при этом остаться таким, какой ты есть, то ничего в тебе не поменяется. То самое течение крови, та самая болезнь, те самые тяжёлые изъяны твоей жизни будут продолжать тебя мучить.
«Если прикоснусь» – это, прежде всего, означает, что, если Господь позволит мне по моим грехам, но дерзнуть прикоснуться к Нему, для меня это будет означать, что Он меня ещё любит, ждёт, что Он мне ещё верит, что Он еще надеется на меня, для меня это будет означать, что я Ему ещё нужен и во временной жизни, и больше всего, в жизни вечной.
Когда Господь объявляет о том, что Он чувствовал силу, исшедшую из Себя, и спрашивает: кто прикоснулся к Нему? То весь мир, окружающий Его тогда, и даже апостол Пётр начинает говорить: «ну, что же Ты задаешь такие вопросы? Все теснятся. Столько людей около Тебя, смотри, кто только не прикоснулся к Тебе».
Мы очень часто и для себя самих явное явление Божие объясняем каким-то стечением обстоятельств: мол, так вышло. Но это Бог позволил прикоснуться к Себе. Да, иногда это прикосновение бывает очень болезненным. Да, иногда это прикосновение бывает, как новое рождение, как новый вдох, как второе дыхание. Да, иногда это прикосновение бывает последним здесь, на земле, и одновременно первым в вечности. Но об этом прикосновении мы призваны свидетельствовать, потому что без этого свидетельства невозможно общение с Богом.
И Христос настаивает: кто прикоснулся ко Мне? Женщина, которая сделала это тайно, но исцелилась от своей болезни, которая сделала это тайно, но в момент своего прикосновения почувствовала Его бесконечную любовь и уже навсегда поменяла свою жизнь, обнаруживает это. И Господь требует её свидетельства не для того, чтобы Его похвалили, но для того, чтобы она сказал всем другим: теперь я совершенно другой человек. И не потому, что меня перестала, - сказала бы она, - мучить моя болезнь, а потому, что теперь у меня есть жизнь до моего прикосновения к Богу, до моего покаяния и после. Теперь моя жизнь, как и сама я, стала другой.
Женщина обнаружила свою веру перед всеми и засвидетельствовала об этом: это я, любящая Тебя дочь. Господь благословил её Своим миром: «дерзай». То есть теперь в новой, обновленной, исправленной своей жизни будь дерзновенна в вере и не сомневайся в своей любви к Богу и в том, что твои изменения в твоей жизни сделают тебя по-настоящему цельной не только здесь, во временной жизни, но и в жизни вечной.
Самое главное чудо – это не жить бесконечно на земле, а самое главное чудо – стать в этой временной жизни настоящим человеком. Самое главное чудо – успеть полюбить по-настоящему, поверить по-настоящему. Самое главное чудо – успеть поблагодарить. Самое главное чудо – успеть сказать самые главные слова своей жизни – признания, как та женщина перед лицом Божиим: «это я».
Как бы иногда тяжело не давались эти слова, но, когда мы их произносим, мы становимся перед лицом Божиим, и Бог на нашу дерзость отвечает: «дерзай», «изменяй себя», «веруй», «люби», «прощена/прощен, и ты прости тех, кого всё ещё не можешь простить». Господь всегда являет Себя там, где ищут точку опоры.
И теперь мы должны с вами знать, что даже тогда, когда нам лечащий врач, самый опытный и действительно отдающий себя своему служению, вместе с рецептом или каким-то сильным лекарством произнесет слова: «ты обязательно держись», - мы должны знать о Ком он говорит, и за Кого держаться.
Как та женщина, ухватившись, прикоснувшись, получила облегчение, так и мы ныне знаем, за Кого нам держаться, и знаем, что это означает. И самое дорогое и самое ценное – знаем, что ухватиться за Него – это значит предстать пред Ним и сказать: «это я», принести Ему и всю свою раскаянную душу, и всё своё любящее и надеющееся сердце, и Он примет, и Он благословит, и Он простит, ибо Он неизменно каждого из нас любит. Аминь.
22 ноября 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска