«Сегодня Господь, собирая всех нас в Своей Церкви, дает каждому из нас и Свое особое сильное, живое, действенное благословение Божие: иди и скажи, что сделал с тобой Господь. Господь сегодня зовет нашу совесть быть свидетелями о Его любви, о любви прощающей, о любви милующей, о любви, которая ничто не требует взамен, о любви, которая всему надеется, всему верит».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всех вас приветствую с воскресным днем, и вместе с вами вникаю в Священное Евангелие, которое мы только что слышали. Я хотел бы вновь перечитать это Евангелие, чтобы поразмышлять над тем, что мы услышали.
Апостол и евангелист Лука пишет следующее: «и приплыл Иисус в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус». (Лк 8:26-39).
Велико милосердие Божие и сострадание к любому человеку! Велико милосердие Божие и сострадание к человеку, который одержим злыми духами. И сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о том, как Господь встретился с таким человеком. Одержание, которое происходит с человеком, когда его сковывают нечистые духи, происходит по многим и многим причинам.
Евангелие не рассказывает нам о жизни этого человека до того, как он заболел, но мы знаем, что его воля была подчинена воле злых духов. И знаем, что это подчинение происходит не мгновенно, а понемногу, по чуть. Человек соглашается с кривдой своей жизни, соглашается с неправдой, соглашается с грехом, пытаясь в себе его оправдать, и находит для этого греха в себе место.
Всякий грех, который мы в себе оправдываем, становится в нас язвой, которую мы наносим себе по своей собственной воле. Оправданный грех в себе – это уступленное нашей свободой место злому духу. Христос спрашивает этого человека: как тебе имя? Тот отвечает: «легион», ибо много злых духов поселилось в душе несчастного этого человека. Господь никогда не оставляет никого из нас Своим любящим отцовским промыслом, промышляя о том, чтобы вернуть к Себе то, что Им было создано по Своему образу и по Своему подобию и искуплено драгоценной Кровью. Бог ищет нашей свободы и находит её тогда, когда мы отзываемся на Его слово.
Что же бес? Бес дерзок и труслив, - как говорит святитель Феофилакт Болгарский, замечая в толковании на сегодняшнее Евангелие. Посмотри, как он встречает Христа, сначала с дерзостью говорит Ему: что Тебе до нас? А затем трусливо говорит: только не посылай меня в бездну, не мучь меня. Так его присутствие мы можем находить всегда в себе, когда перед правдой Божией или дерзим, или трусливо прячемся от неё.
И знаете, на слова этого гадаринского бесноватого, который с дерзостью отвечает Христу, можно найти много созвучий в нашей собственной жизни. Когда мы сами, о том не размышляя, не отдавая себе всей внутренней силы своих собственных слов, говорим дерзостно пред Богом: где Ты, Господи? Ты не слышишь моих молитв, Ты не видишь моей боли. Или говорим трусливо: только не наказывай меня. Но не находим подлинных слов нашей свободы, которые делают нас свободными перед Богом: Отец, любящий меня, прости меня, помилуй меня, помоги мне.
Бес не даёт человеку произнести этих слов, и по обыкновению своему, когда человек привык оправдывать свои грехи и свои поступки, дерзит и боится: где же, мол, тот ваш Бог, пусть Он покажет Себя. И Бог показывает Себя нам, но показывает Себя нам всегда в Своей Божественной любви, не громами и не сверканиями молний, хотя и так иногда являет Себя народу, но показывает всегда Себя человеку любящим Отцом, не обидчивым, не мстительным, а любящим.
Когда Господь избавляет этого несчастного человека от злых духов, и изгоняя их из души, которую создал для Себя, и возвращает Свой свет, Свою отцовскую любовь в несчастную душу этого человека, то увидевшие вокруг события, (когда вышедшие бесы по позволению Божьему вселяются в свиней, и те подают в крутизну, и гибнут в море), бегут в город и рассказывают о том, как свобода человека, как его совесть, как его душа были восстановлены от одержания нечистых духов, были спасены от зла.
Пришедшие жители страны Гадаринской смотрят на человека, который в здравом уме и рассудке, одет и смирно, здраво рассуждает, общаясь со Христом. Услышав от пастухов о гибели своих свиней, они приходят в ужас и изумление. Что же пугает этих людей? Этих людей испугало то, чего они совсем не желали для своей жизни. И вот это парадокс.
С одной стороны, что называется, каждый смотрит на небо, и смотрит на него с надеждой, и молится этому небу самыми живыми и крепкими словами своей молитвы, но с другой стороны, и ногами, и руками ухватывается за землю. С одной стороны, каждый из нас хотел бы быть счастливым, и хотел бы, чтобы его любили, и хотел бы, чтобы к нему относились с добротой и с состраданием, каждый из нас хотел бы, чтобы его никогда не обманывали, на него не лгали, не клеветали, каждый из нас хотел бы, чтобы о нем заботились и дорожили его именем.
Но не каждый из нас любит другого, заботится о другом, не клевещет на другого, не злится на другого, не проклинает другого, не желает отмщения другому. Каждый из нас хочет быть счастливым, но таким счастливым, чтобы только для него. Но не каждый из нас хочет быть таким счастливым, чтобы счастливым для других.
Когда жители Гадаринской страны увидели этого несчастного человека, который стал благоразумен и опрятен, и благополучен теперь уже совершенно внешне, очевидно для других, который стал совсем другим, который избавился от злобы и наполнился светом, стал обличением для других.
Легко оказалось ненавидеть для этих людей и совсем трудно оказалось полюбить. Легко оказалось осуждать этого человека и по привычке обходить его стороной и говорить в его адрес всякие колкости и горькие слова. И совсем нелегко оказалось сказать рядом с этим человеком: велик Бог, исцеливший Своё создание. Легко было понукать этого человека и говорить: вот, мол, как жил, и что заработал. И совсем нелегко оказалось порадоваться с этим человеком: слава Богу, он был в мраке и оказался в свете, был болен и исцелился, был не в себе, а теперь в нём Бог, свет.
Эти люди просят уйти Христа из их жизни. Как нередко из своей жизни мы вычеркиваем, выводим, отгоняем подальше людей, которые вдруг поменяли по-доброму свою жизнь. О таких людях мы нередко говорим: странным каким-то этот человек стал; надо же, как-то он по-другому жить, что ли, стал; слишком уж добр, слишком уж мягок. Смотри, ни о ком слова дурного не скажет, всё в молитвах или в постах. Да, что он? Жизнь-то одна, и прожить надо сейчас, и быстро, и славно. Не по пути с этим человеком.
Этот человек просится быть со Христом, но Христос уже с ним. И говорит ему: иди в свой дом и расскажи о том, что сделал тебе Бог. Кого Бог прощает, в том Бог всегда пребывает. Кого Бог очищает Своей любовью, в том Бог всегда пребывает силой Своей любви, потому и говорит: иди и проповедуй, что сделал тебе Бог. Не ты сам себе сделал, не ты сам себя очистил, не ты сам себя избавил, но Бог по любви избавил тебя от того, от чего ты сам не мог избавиться.
И пусть знают и другие, что всякого, кто зависим от греха, кто дерзок перед Богом и труслив, кто одержим злыми мыслями или привычками, или поступками, скажи им, что Бог силен их очистить от того, что стало владеть ими. Бог силен их избавить от того, что стало царствовать над ними. Иди и скажи им, где найти освобождение, успокоение, свет, надежду, прощение. Ты их найдешь не в безумном угаре, не во мраке отчаяния, не в глубине и дерзости горьких слов, ты найдёшь их в тишине общения с Тем, Кто есть источник всему: свету, миру, правде, любви, отцовство в Боге.
Сегодняшнее Евангелие, повествующее нам об исцелении гадаринского бесноватого, возвращает нас к реалии нашей собственной жизни. Ведь мы очень часто встречаемся с Богом и тем, что сделал Он с человеком, когда молимся перед святыми образами, и видим людей, которых Бог очистил от человеческих страстей, очистил от греха и наполнил Своей божественной благодатью.
Мы часто встречаемся с такими людьми в церкви, когда приступаем к образам и лобызаем их, мы часто встречаемся с Самим Богом в Его святых таинствах: таинстве исповеди, Евхаристии, причащении Святых Христовых Тайн. И каждый раз, когда мы приходим к этой черте, мы, подобно тем жителям страны Гадаринской, приходя из своей иногда одержимой жизни, можем сделать всегда правильный выбор и сказать: Господи, позволь нам быть с Тобой.
Или продолжить, как те жители страны Гадаринской, обрекать себя на бесцельные поиски счастья, так и не найдя его, прогоняя Его из своей жизни словами: уйди из нашей жизни, из нашей страны, из наших семей, мы будем жить так, как привыкли жить. Наши свиньи нам дороже.
Сегодня Господь, собирая всех нас в Своей Церкви, дает каждому из нас и Свое особое сильное, живое, действенное благословение Божие: иди и скажи, что сделал с тобой Господь. Господь сегодня зовет нашу совесть быть свидетелями о Его любви, о любви прощающей, о любви милующей, о любви, которая ничто не требует взамен, о любви, которая всему надеется, всему верит.
Сегодня Господь говорит нашей совести: иди в жизни скажи, что сделал тебе Господь, вспомни, сколько раз Господь, милуя по-отцовски, находил нас и избавлял от злых обстоятельств, как некогда исцелил и гадаринского бесноватого от одержащего его зла.
Помолимся сейчас за Божественной литургией о том, чтобы милосердный Господь, подойдя к пределам нашей жизни, по любви Своей очистил и избавил нас от нашей дерзости и безумства. Помолимся о том, чтобы и каждому из нас Господь даровал смирение и силы сказать Ему самые главные слова исповедания своей веры: позволь нам быть с Тобой. Аминь.
15 ноября 2020 года. Никольский храм города Минеральные Воды