О помыслах и мечтательности

«Приходящие нам воспоминания должны рождать молитву. Если мы вспоминаем что-нибудь печальное в нашей жизни, помолимся и попросим Бога простить нам наши прегрешения. Если мы вспоминаем какое-либо событие радостное в нашей жизни, помолимся Богу и поблагодарим Его за милости и радости, которые Господь даёт нам. Если в наш ум приходит какое-либо воспоминание, которое рождает в нас мечтательность, то, что начинает отрывать нас от реальности, то, как говорит Григорий, начни сразу же творить молитву Иисусову, чтобы эта мечтательность, не сделавшись огнём, не сожгла твою веру и надежду».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы очень часто, каждый из нас встречается иногда с очень тяжёлой необоримой бранью собственных мыслей: воспоминания, чьи-то сказанные нам слова или, напротив, наши кому-то сказанные слова, или невысказанные, или какие-то события, которые происходили в нашей жизни, иногда, как тень, нападают на нас, именно, как тень, делая жизнь нашу мрачной. Очень часто эти воспоминания бывают такими, которые рождают в нас недобрые чувства.

Да, и напротив, бывают воспоминания вполне светлые о каких-то радостных событиях нашей жизни, но, как ни странно, они также в нас рождают мечтательность. Первые начинают рождать в нас мечтательность о том, как надо было бы поступить или ответить. А вторые рождают в нас мечтательность – как бы продолжить это.

Григорий Синаит, один из насельников святой горы Афон, говорит нам о том, что всякие мысли, которые приходят в наш ум и в наши помышления, и рождают в нас мечтательность, мы должны напрочь отсекать. Вот иногда некоторый человек скажет: я живу воспоминаниями. Что же о таком человеке можно сказать? Он не живет настоящим. Другой человек скажет: воспоминания не дают мне покоя. Что же о таком человеке можно сказать? Он не найдет утешения.

Григорий Синаит говорит, что всякие помыслы, которые приходят в наш ум, мы должны отсекать молитвою. Кто-то спросит: ну, неужели нет воспоминаний, которые, наоборот, рождают в нас чувство надежды? Вне всякого сомнения, и такие бывают, но мы должны понимать, что всякое общение со своим помыслами, нередко приводит человека в состояние уныния и отчаяния.

Приходящие нам воспоминания должны рождать молитву. Если мы вспоминаем что-нибудь печальное в нашей жизни, помолимся и попросим Бога простить нам наши прегрешения. Если мы вспоминаем какое-либо событие радостное в нашей жизни, помолимся Богу и поблагодарим Его за милости и радости, которые Господь даёт нам. Если в наш ум приходит какое-либо воспоминание, которое рождает в нас мечтательность, то, что начинает отрывать нас от реальности, то, как говорит Григорий, начни сразу же творить молитву Иисусову, чтобы эта мечтательность, не сделавшись огнём, не сожгла твою веру и надежду.

Бог удивительно устроил нашу память. И если мы сейчас же обратимся к ней, то оказывается, что-то мы очень хорошо помним, а что-то – не очень. И как это ни звучит парадоксально, нередко из печального, что мы помним, мы помним именно потому, что не творили об этом молитву, или покаянную, сокрушенную, или молитву, в которой просили милости другому человеку и простить нам наш гнев и нашу обиду.

Бог дает нам память еще и для того, чтобы мы не только могли различать события, встречающиеся в нашей жизни, и помнить их по именам и местам, но еще дает нам память для того, чтобы мы могли бы благодарить Бога за все события нашей жизни. И вот здесь всегда на память себе нужно приводить благое, когда наша жизнь бывает покрыта тенью мрака, и говорить: Господи, Ты никогда не оставляешь меня, и Твои милости намного богаче и намного больше, чем испытания, которые бывают в моей жизни.

И, напротив, когда бывает, моя душа благодушествует и поёт, приводи на память себе печальные дни своей жизни, говори вместе с пророком: «всё пройдёт, пройдёт и это», не будем отдавать себя беспечности. Даже в дни благодушия будем всегда внимательны к нуждам других людей, к просьбам, к словам, в дружбе, к любви, к надежде других людей, потому что придут дни, когда Господь спросит меня о моей жизни.

 Святые отцы говорят: помни час последний и вовек не согрешишь. И вот, в особенности, память смертная, память о нашей человеческой немощи, память о хрупкости нашей жизни дает нам трепетные силы к тому, чтобы сейчас созидать нашу жизнь прочными поступками, дает нам силы к тому, чтобы не на завтра, не на потом и не в мечтательностях своих изображать то, как ты мог бы поступить или сказать, а уже сейчас поступать и говорить правильно.

Прислушаемся к совету Григория Синаита и постараемся его молитвами укрепить в себе всякую борьбу с мечтательностью, а воспоминания сделать основой для нашей молитвы благодарственной или покаянной, но всегда искать Бога, чтобы Он, найдя нас сейчас, даровал нам то, что нам сегодня и нынче нужно ко спасению. Аминь

10 ноября 2020 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

Просмотров: 142

Поделиться

VK:39834